Аннотации №09 2021

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 9, 2021 г.

ЛЁВИН Б.А., президент Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)), доктор технических наук, профессор

В интересах отрасли и государства

С. 6–13. 9 рис.

Кратко рассмотрена история создания и становления Российского университета транспорта (МИИТ), отмечающего в сентябре свое 125-летие. Указаны основные направления образовательной и научной деятельности этого ведущего транспортного вуза страны. Перечислены ключевые задачи, решаемые им сегодня и намеченные на перспективу.

Ключевые слова: Российский университет транспорта (МИИТ); научно-образовательный центр; высшее и среднее профессиональное образование; инновационная деятельность.

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий (ИУЦТ), профессор, кандидат технических наук

ЕГОРОВ П.А., РУТ (МИИТ), заместитель директора ИУЦТ по международным связям – руководитель научно-образовательного центра

ЕФИМОВ Р.А., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», кандидат технических наук

ТИМКОВА А.Ю., РУТ (МИИТ), старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте»

Новое слово в развитии системы формирования практико-ориентированных компетенций

С. 14–19. 6 рис.

Представлены результаты совершенствования образовательных технологий подготовки будущих железнодорожников различных специальностей, включая оперативный персонал (дежурных по станции (ДСП) и дежурных по горке (ДСПГ), поездных диспетчеров (ДНЦ) и др.) путем применения специальных технических и программно-аппаратных средств. На конкретных примерах показано, что такой подход дает возможность отрабатывать практические навыки в безопасных условиях учебных лабораторий путем моделирования различных поездных ситуаций с помощью тренажерных комплексов. Отмечено, что разработка и утверждение рабочих программ в рамках совершенствования системы целевой подготовки специалистов-железнодорожников идут в тесном взаимодействии вуз – предприятие.

Ключевые слова: современные технологии обучения; тренажерный комплекс ДСП/ДНЦ; интерактивное пульт-табло ДСП; тренажерный комплекс для подготовки оперативного персонала сортировочной горки.

Литература

  • Карелина М.В. Инновационные тренажерные комплексы – важная составляющая профессиональной подготовки сотрудников железных дорог / М.В.Карелина // Ученые записки ИУО РАО. – 2017. – № 4 (64). – С. 96–100.
  • Козлов П.А. Интеллектуальный тренажер для профессиональной подготовки диспетчеров / П.А.Козлов, В.А.Четвериков, И.М.Яриков // Железнодорожный транспорт. – 2011. – № 10. – С. 29–32.
  • Цифровые технологии, навыки, инженерное образование для транспортной отрасли и технологии образования / [А.А.Климов, В.П.Куприяновский, И.А.Соколов и др.] // International Journalof Open Information Technologies. – 2019. – Т. 7. – № 10. – С. 98–127.
  • Бородина Е.В. Подготовка специалистов по управлению движением поездов с использованием современных тренажерных и программных комплексов / Е.В.Бородина, В.К.Сергиенко // Тенденции развития железнодорожного транспорта и управления перевозочным процессом : Мат. Междунар. юбилейной научно-техн. конф., посвященной 95-летию кафедр «Железнодорожные станции и транспортные узлы», «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте». – М., 2020. – С. 155–165.
  • Климов А.А. Об особенностях использования тренажеров при реализации образовательных программ (на примере подготовки специалистов для транспорта) / А.А.Климов, Е.Ю.Заречкин, В.П.Куприяновский // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2019. – Т. 15. – № 2. – С. 477–487.
  • Александров В.И. Совершенствование системы подготовки кадров по специальности 23.05.04 «Эксплуатации железных дорог» в условиях реализации в ОАО «РЖД» проекта «Цифровая железная дорога» / В.И.Александров, Е.В.Александров, С.Н.Титаренко // Наука и образование транспорту. – 2019. – № 1. – С. 129–131.
  • Краснянский М.Н. О развитии и стандартизации виртуальных тренажерных комплексов / М.Н.Краснянский, Д.Л.Дедов // ИТСтандарт. – 2016. – № 3 (8). – С. 33–37.
  • Романова П.Б. Совершенствование практической подготовки обучающихся по специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог» / П.Б.Романова, В.И.Александров, Д.В.Новиков // Наука и образование транспорту. – 2015. – № 1. – С. 282–283.

ЮСУПОВА О.А., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук

О формировании программы лояльности транспортно-логистической компании

С. 20–25. 4 рис.

Рассказывается об исследовании потребительского поведения при  выборе услуги «РЖД-Экспресс» физическими лицами-грузоотправителями, проведенного на основе опроса потребителей и направленного на разработку положений программы лояльности для транспортно-логистическомй компании в целях привлечения новых клиентов и формирования базы постоянных. Подчеркивается, что в основу исследования положены оценка и анализ указанных респондентами мотивов выбора ими сервиса «РЖД-Экспресс» (отсутствие альтернатив, материальная выгода, действие по шаблону, престиж, стечение обстоятельств, репутация), оценка собственной готовности рекомендовать этот сервис людям из своего ближайшего окружения и влияния на эту готовность наличия программы лояльности. Предполагается, что с внедрением программы лояльности произойдет не только прирост клиентской базы и доли постоянных клиентов, но и снижение их чувствительности к росту цен благодаря приверженности брэнду.

Ключевые слова: поведение потребителей; клиентская база; качество транспортного обслуживани; перевозка сборных грузов.

Литература

  • Юсупова О.А. Анализ качества обслуживания  грузоотправителей – частных лиц / О.А.Юсупова // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18. – № 2 (87). – С. 214–224.
  • Юсупова О.А. Оценка качества сайта при организации транспортного обслуживания по перевозке сборных грузов / О.А.Юсупова // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2020. – № 12. – С. 15–18.
  • «Грузовичкофф» запустил программу лояльности для клиентов — кэшбэк с заказов (2021). – Режим доступа: https://gruzovichkof.ru/novosti/keshbek-s-zakazov (дата обращения: 04.05.2021).
  • Все специальные предложения DHL (2021). – Режим доступа: https://bonus.dhl.ru/SpecialOffers/Index/  (дата обращения: 04.05.2021).
  • Программа лояльности клиентов транспортной компании «ЯН» (2021). – Режим доступа: https://тк-ян.рф/bonus (дата обращения: 04.05.2021).
  • Скидки транспортной компании «Возовоз» (2021). – Режим доступа: https://vozovoz.ru/actions/  (дата обращения: 04.05.2021).
  • Программа накопления бонусов РЖД (2021). – Режим доступа: https://rzd-bonus.ru/#main (дата обращения: 04.05.2021).
  • Единая политика клиентоориентированности холдинга «РЖД» в области грузовых перевозок http://docs.cntd.ru/document/456025278 (accessed: 30.05.2021).

САВРУХИН А.В., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), начальник Управления научно-исследовательской работы, профессор, доктор технических наук

КОВАЛЕНКО Н.А., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», кандидат технических наук

ЕФИМОВ Р.А., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте»,  кандидат технических наук

Условия реализации автоматического роспуска с горки вагонов-цистерн для перевозки грузов 2 класса опасности

С. 27–33. 6 рис.

Описаны основные задачи и требования по обеспечению безопасности при реализации режима автоматического роспуска с сортировочных горок вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов 2 класса опасности, используемых для транспортировки сжиженных углеводородных газов (СУГ) как в груженом, так и в порожнем состоянии.

Ключевые слова: роспуск вагонов; сжиженные углеводородные газы; сортировочные горки; железнодорожные станции; технология сортировочной работы; простой вагонов; безопасность перевозок.

Литература

  • Потери от запрета на роспуск вагонов для перевозки сжиженных углеводородных газов / [А.В.Саврухин, Н.А.Коваленко, Р.А.Ефимов и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 3. – С. 22–25.
  • Островский А.М. Пропуск вагонов с опасными грузами через сортировочные горки / А.М.Островский, А.М.Лисютин // Сборник научных трудов SWorld. – 2012. – Т. 2. – № 1. – С. 38–41.
  • Акимов В.А. Риски транспортировки опасных грузов / В.А.Акимов, Ю.И.Соколов : монография. – М. : ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. – 276 с.

ПОПОВ В.Г., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), заведующий кафедрой «Химия и инженерная экология», профессор, доктор технических наук

БОЛАНДОВА Ю.К., РУТ (МИИТ), старший преподаватель кафедры «Химия и инженерная экология»

ЗУБАКОВА В.С., РУТ (МИИТ), магистр кафедры «Химия и инженерная экология»

Оценка аварийного риска воздействия природных чрезвычайных ситуаций при перевозке нефтепродуктов

С. 34–35.

Выполнена экономическая оценка аварийного риска при перевозке нефти и нефтепродуктов на участке Новосибирск – Алтайская Западно-Сибирской железной дороги. Для определения вероятности воздействия природных чрезвычайных ситуаций на социотехническую систему железнодорожного транспорта использован нормированный закон Эрланга. Сделан вывод, что предложенный подход позволяет спрогнозировать и оценить материальный ущерб в результате железнодорожной аварии, вызванной неблагоприятными природными условиями.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; нефтепродукты; аварийный риск; чрезвычайные ситуации; закон Эрланга.

Литература

  • Попов В.Г. Метод оценки аварийного риска при перевозке нефти и нефтепродуктов по железным дорогам / B.Г.Попов, С.В.Петров. // Безопасность жизнедеятельности. – 2018. – № 9. – С. 39–43.
  • Острейковский В.А. Математические модели оценки техногенного риска сложных систем на основе распределения Эрланга / В.А.Острейковский, А.С.Павлов // Надежность и качество сложных систем. – 2016. – № 1 (13). – С. 99–106.
  • Попов В.Г. Оценка аварийного риска при движении поездов в результате воздействия чрезвычайных ситуаций природного характера, возникающих в окружающей среде / В.Г.Попов, Ф.И.Сухов, Ю.К.Боландова // Наука и техника транспорта. – 2018. – № 4. – С. 115–120.
  • Попов В.Г. Экономическая оценка аварийного риска воздействия природных чрезвычайных ситуаций при движении поездов / В.Г.Попов, Ф.И.Сухов, Ю.К.Боландова // Надежность. – 2019. – Т. 19 – № 2. – С. 48–53.

КРЫЛОВ А.С., Центральная дирекция управления движением – филиал ОАО «РЖД», начальник отдела по развитию, кандидат технических наук

Концепция перспективного диспетчерского управления на сети железных дорог

С. 39–45. 8 рис.

Рассказано о формировании методической основы для создания Концепции перспективного диспетчерского управления. Рассмотрены основные критерии формирования полигонов управления. Обозначен ряд вопросов, требующих первоочередного решения при переходе на новую модель управления в рамках реализации организационно-штатных, технических и технологических мероприятий.

Ключевые слова: полигонная технология; сквозные принципы; диспетчерское управление; эффективность перевозочного процесса; унификация и специализация диспетчерских центров; целевая модель управления.

Литература

  • Зобнин В.Л. Дальнейшее развитие полигонных технологий как инструмента повышения внутренней эффективности / В.Л. Зобнин // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО РЖД.– 2017.– № 5–6. – С. 40–52.
  • Типовая технология управления перевозками на объединенных полигонах / [В.Л.Зобнин, В.В.Панин, Е.С.Прокофьева, Д.В.Рубцов] //Железнодорожный транспорт.– 2016. – № 11.– С. 7–14.
  • Единый технологический процесс управления перевозками. Восточный полигон / [В.Л.Зобнин, А.Т.Осьминин, Е.А.Сотников, М.А.Осьминин] // Железнодорожный транспорт.– 2016.– № 9. – С. 24–31.
  • Осьминин А.Т. Математические модели построения полигонных покрытий сети железных дорог/ А.Т.Осьминин, А.Н.Баушев, В.Л.Зобнин // Управление товарными потоками и перевозочным процессом на железнодорожном транспорте на основе клиентоориентированности и логистических технологий : коллективная монография членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». Сер. «Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». – СПб., 2019.– С. 114–125.

КОЗЛОВА В.П., РУТ МИИТ, Научно-исследовательская фирма «Аналитические и управляющие системы на транспорте», доктор экономических наук

КОЛ С.Н., Центр научно-технической информации и библиотек – филиал ОАО «РЖД», инженер путей сообщения

Технология оценки влияния инфраструктурных и ресурсных ограничений на пропуск поездов по расписанию

С. 46–49. 6 рис.

Рассказано о влиянии приоритетных поездов на выполнение графика поездов. На основе макромоделирования выполнен анализ влияния различных факторов на маршрутные скорости движения поездов. Выявлены целесообразность применения технологии имитационных расчетов при вводе в график движения ускоренных грузовых поездов, необходимость развития терминально-логистической инфраструктуры.

Ключевые слова: имитационное моделирование; график движения поездов; приоритетные поезда; железнодорожный транспорт; задержки поездов; пропуск поездов; станции; железнодорожная сеть.

Литература

Батурин А.П. Организация работы полигонов железных дорог / А.П.Батурин, А.Н.Минаков, М.И.Шмулевич. – М. : Маршрут, 2009.

Бородин А.Ф. Технология работы железнодорожных направлений и система организации вагонопотоков / А.Ф.Бородин, А.П.Батурин, В.В.Панин. – М. : УМЦ ЖДТ, 2017. – С. 366.

Вилижанин А.П. Опыт массового движения товарных поездов по расписанию / А.П.Вилижанин // XXIII технический совещательный Съезд представителей эксплуатации железных дорог. – М. : Транспечать НКПС, 1928. – С. 106–117.

Козлов П.А. Расчет и оптимизация полигонов железнодорожного транспорта / П.А.Козлов, В.С.Колокольников // Вестник РГУПС. – № 3. – 2018. – С. 113–119.

Козлов П.А. Расчет параметров гармонически построенной сети железных дорог / П.А. Козлов, В.С.Колокольников, Н.А. Тушин // Железнодорожный транспорт. – 2018. – № 12. – С. 18–21.

Козлов П.А. От Кузбасса до Усть-Луги – единая модель / П.А.Козлов, И.О.Набойченко, В.Ю.Пермикин // Железнодорожный транспорт. – № 3. – 2016. – С. 26–29.

УШАКОВ А.Е., Научно-производственное предприятие «Прикладные перспективные технологии – АпАТэК» (ООО НПП «АпАТэК»), генеральный директор, доктор технических наук

МОНАСТЫРЕВ Е.А., Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии (АО «НИИ мостов»), генеральный директор, кандидат технических наук

ЕРМАКОВ В.М., ООО НПП «АпАТэК», управляющий директор, доктор технических наук

КЛЕНИН Ю.Г., ООО НТИЦ «АпАТэК-Дубна», управляющий директор

КОНДРАТОВ В.В., АО «НИИ мостов», заведующий отделом, кандидат технических наук

МУХИНА М.А., АО «НИИ мостов», заместитель заведующего отделом

КОРНИЕНКО Е.И., ООО НТИЦ «АпАТэК-Дубна», технический директор

ОЗЕРОВ С.Н., ООО НТИЦ «АпАТэК-Дубна», главный конструктор

ЕГОРОВ М.А., ООО НПП «АпАТэК», начальник отдела, кандидат технических наук

МУРАВЬЕВ А.Е., ООО НТИЦ «АпАТэК-Дубна», главный конструктор

УШАКОВА Т.Е., ООО НПП «АпАТэК», советник генерального директора

ЧЕРНОВ А.В., ООО НПП «АпАТэК», начальник службы инфраструктуры

ПРОШИН А.В., ООО НПП «АпАТэК», начальник отдела

Безопасность мостовых конструкций из полимерных композиционных материалов

С. 50–57. 11 рис.

Приведены результаты испытаний и опытной эксплуатации мостовых пролетов, изготовленных из полимерных конструкционных материалов, полученных в ходе циклов динамических испытаний, а также дополнительных исследований по выносливости, климатике и воздействию долговременной нагрузки. Подтверждены достоверность и достаточность результатов приемочных испытаний пролетных строений пешеходных мостов, изготовленных из ПКМ, соответствие требованиям безопасности, заявленным прочностным и деформативным характеристикам.

Ключевые слова: полимерные композиционные материалы; опытные конструкции; мостовые сооружения с элементами из ПКМ; соединительные и монтажные узлы; пролетные строения; климатические испытания; испытания на прочность и выносливость; напряжено-деформированное состояние элементов; стеклопластиковые пултрузионные профили.

Музей железных дорог России. Натурные образцы. Открытая площадка. Маневровые тепловозы

С. 61–66. 6 рис.

Первая часть подраздела, представляющего маневровые тепловозы, размещенные на открытой площадке Музея железных дорог России. Описание каждого тепловоза содержит его основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой относится данный локомотив, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора, посвященного натурным образцам, находящимся на всех площадках Музея железных дорог России.

Ключевые слова: Музей железных дорог России; открытая площадка; натурный образец; маневровый тепловоз.

КИСЕЛЁВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), инженер путей сообщения, профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса», доктор исторических наук

КИТУНИН А.А. ПГУПС, инженер путей сообщения, доцент кафедры «История, философия, политология и социология», кандидат исторических наук

Перспективы грузовых высокоскоростных перевозок

С. 67–72. 4 рис.

Продолжение статьи, посвященной грузовым высокоскоростным железнодорожным перевозкам. Рассмотрено развитие таких перевозок в Китае. Отмечены причины, по которым высокоскоростное грузовое движение в этой стране становится все более востребованным. Перечислены основные преимущества и недостатки железных дорог в конкурентной борьбе с другими видами транспорта за требующие экспресс-доставки грузы.

Ключевые слова: Китайские железные дороги; высокоскоростное движение; грузовые высокоскоростные перевозки; грузовой электропоезд; экспресс-доставка.

ШАЦ М.М., Институт мезлотоведения имени П.И. Мельникова Сибирского отделения РАН, ведущий научный сотрудник, кандидат географических наук

Цинхай-Тибетская железная дорога и дороги высокогорий Центральной Азии

С. 73–77. 5 рис.

Освещены природные условия высокогорий, обусловливающие изменения развития геосистем в соответствии с закономерностью высотной поясности. На примере крупнейшей транспортной системы высокогорья Земли – Цинхай-Тибетской железной дороги – показана специфика проектирования, строительства, эксплуатации и контроля уникальных объектов. Приведены важнейшие геополитические проблемы транспортной отрасли и ее значение для развития экономики стран региона.

Ключевые слова: природные условия высокогорий; крупнейшие транспортные системы; Цинхай-Тибетская железная дорога, автомобильное Каракарумское шоссе.

Литература

  • Геворкян С.Г. Мерзлотоведение Китая в начале XXI века (обзор) / С.Г.Геворкян // Науки о Земле и смежные экологические науки : электронное научное издание. Альманах Пространство и Время. – 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/merzlotovedenie-kitaya-v-nachale-xxi-veka-obzor. Дата обращения: 23.08.2019.
  • Кондратьев В.Г. Изменение геокриологических условий при сооружении и эксплуатации железнодорожного пути и некоторые способы обеспечения его устойчивости на сильнольдистых грунтах : сб. докл. 1 съезда российских геокриологов / В.Г.Кондратьев. – М. : МГУ, 1996. – С.57–65.
  • Кондратьев В.Г. Цинхай-Тибетская железная дорога: опыт сооружения и проблемы стабильности земляного полотна на вечной мерзлоте / В.Г.Кондратьев : Электронный ресурс. URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/tsinhay-tibetskaya-zheleznaya-doroga-opyt-sooruzheniya-i-problemy-stabilnosti-zemlyanogo-polotna-na-vechnoy-merzlote. Источник: https://cyberleninka.ru/. Дата обращения: 12.07.2020.
  • Кондратьев В.Г. Стабилизация земляного полотна на вечномерзлых грунтах / В.Г.Кондратьев. – Чита : Забтранс, 2011. – 249 с.
  • Radiation effect analysis of the awning measure on the embankment slope field test in cold regions / [W.J.Feng, W.Ma, Z.Z.Sun, etc.] // Proc. IX International Symposium on Permafrost Engineering. 3–7 September 2011. Mirny, Russia. – С. 319–325.
  • The effects of the Qinghai–Tibet railway on heavy metals enrichment in soils / [Hua Zhangab, Zhao Feng, Wanga Yili, Zhongjun Huab] // Электронный ресурс.URL :https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0048969712012181. Источник: https://www.sciencedirect.com. Дата обращения: 22.12.2020.
  • Kondratiev V.G. The active methods of stabilization of roadbed and contact-line and air line supports on permafrost / V.G.Kondratiev // Abstracts of Asian Conference on Permafrost. Aug. 7–9. Lanzhou, China, 2006. – P. 34.
  • Ming Ming SuGeoffreyWall. The Qinghai–Tibet railway and Tibetan tourism: Travelers’ perspectives // Tourism Management. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0261517708001830#! – Vol. 30. – Issue 5. – October 2009. – Pp. 650–657.
  • Niu Fujin & Shen Yongping. Guide of Field Excursion after Asian Conference on Permafrost. Aug. 10–16. Lanzhou, China, 2006. – P. 132.
  • Qinghai–From Wikipedia, the free encyclopedia Tibet_railway. Электронный ресурс. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Qinghai%E2%80%93. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki. Дата обращения: 21.11.2020.

Читайте также: