Аннотации №11 2020

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 11, 2020 г.

АНДРЕЕВ В.Е., ОАО «РЖД», начальник Департамента технической политики

О комплексном проекте внедрения системы управления движением электропоездов ЭС2Г «Ласточка» на МЦК в автоматическом режиме

С. 5–11. 12 рис.

Указаны цель, этапы и ключевые участники комплексного проекта «Внедрение системы управления движением электропоездов ЭС2Г «Ласточка» на Московском центральном кольце в автоматическом режиме». Перечислены инновационные технологии, технические решения и мероприятия, требующиеся для реализации проекта. Подчеркнута необходимость его нормативного обеспечения, а также снятия регулирующих ограничений при разработке новой редакции Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) с учетом возможности автоматического управления железнодорожным подвижным составом.

Ключевые слова: МЦК; электропоезд «Ласточка»; автоматическое управление движением; инновационные технологии; нормативная база; ПТЭ.

ДОЛГИЙ А.И., генеральный директор АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), кандидат технических наук

Условия перехода на сокращенный интервал движения на МЦК в рамках цифровой трансформации

С. 12–16. 7 рис.

Представлены данные, характеризующие объемы перевозок пассажиров на Московском центральном кольце (МЦК), и прогноз увеличения пассажиропотока к 2025 г. Проанализированы результаты многофакторного моделирования работы МЦК при различных конфигурациях подвижного состава, времени оборота составов, интервалах движения поездов в часы пик и продолжительности стоянок на платформах, в том числе в условиях организации пассажирского движения по III пути МЦК. Описаны конкретные технические и технологические решения для обеспечения 3-минутного интервала попутного следования поездов и соблюдения нормы комфортного размещения стоящих пассажиров 3 чел./м2.

Ключевые слова: МЦК; многофакторное моделирование; провозная способность; 3-минутный межпоездной интервал; надежность транспортной системы МЦК.

ПОПОВ П.А., заместитель генерального директора АО «НИИАС», кандидат технических наук

Применение передовых технологий для работы в автоматическом режиме на МЦК

С. 17–21. 8 рис.

Перечислены этапы разработки электропоездов с автоматическим управлением. Отмечены базовые элементы такого управления: стереозрение, бортовая нейронная сеть, высокоточная система позиционирования. Показана структура автоматической системы управления движением электропоездов, важнейшим компонентом которой является создаваемый в настоящее время центр дистанционного контроля и управления движением (ЦДКУ). Сделан вывод, что разрабатываемая отечественная автоматическая система управления железнодорожным подвижным составом имеет преимущества перед аналогичными зарубежными системами.

Ключевые слова: МЦК; электропоезд «Ласточка»; автоматическое управление движением; система технического зрения; высокоточная система позиционирования; ЦДКУ.

ВИНОГРАДОВ С.А., генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»)

О технических требованиях и функциональной модели электропоезда GoA4

С. 22–25. 6 рис.

Приведены технические требования на электропоезд с IV уровнем автоматизации (GoA4) и основные принципы, по которым эти требования разрабатывались. Указаны системы электропоезда «Ласточка», измененные для управления в автоматическом режиме, а также вновь созданные системы для возможности реализации этого режима. Перечислены этапы формирования функциональной модели работы МЦК в автоматическом режиме. Показано, как осуществляется обмен информацией между ее подсистемами при штатной эксплуатации и во внештатных ситуациях.

Ключевые слова: МЦК; электропоезд «Ласточка»; автоматическое управление движением; уровень автоматизации; функциональная модель.

ВЕСЕЛОВ Е.В., директор ООО «НПО САУТ»

О функциональном расширении бортовой системы управления электропоезда ЭС2Г для реализации беспилотного движения на МЦК

С. 26–28. 6 рис.

Перечислены задачи, требующие решения при проектировании электропоездов GoA4. Указано, что неотъемлемой частью технологии движения электропоезда в автоматическом режиме является микропроцессорная система управления и диагностики (МПСУиД). Отмечены функции, которыми должна быть наделена данная система при IV уровне автоматизации. Уделено внимание алгоритмам работы электропоезда в автоматическом режиме при возникновении внештатных ситуаций. Показана необходимость создания системы расширенного диагностирования.

Ключевые слова: МЦК; электропоезд «Ласточка»; автоматическое управление движением; МПСУиД; система расширенного диагностирования.

ГАПАНОВИЧ В.А., президент Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), кандидат технических наук

О разработке документов по стандартизации, обеспечивающих внедрение систем управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом режиме

С. 29–32. 7 рис.

Отмечена необходимость разработки документов по нормативному обеспечению внедрения автоматических систем управления железнодорожным подвижным составом, в том числе инструктивных документов для верификации программного обеспечения. Показана схема ускоренной разработки стандартов, внедренная в практику НП «ОПЖТ». Приведена концепция стандартизации систем управления движением подвижного состава в автоматическом режиме. Оценены возможности российской промышленности производить компоненты таких систем. Предложены дополнения в новую редакцию Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) с учетом возможности автоматического управления железнодорожным подвижным составом.

Ключевые слова: железнодорожный подвижной состав; автоматическое управление движением; нормативное обеспечение; НП «ОПЖТ»; ПТЭ.

ЕГОРЕНКОВ Н.А., генеральный директор АО МТЗ ТРАНСМАШ

Доработка тормозной системы электропоезда «Ласточка»

С. 33. 2 рис.

Перечислено тормозное оборудование электропоезда «Ласточка», которое может быть использовано при IV уровне автоматизации в существующем виде, и оборудование, требующееся для перехода на указанный уровень соответствующей доработки. К последнему относятся, в частности, рассматриваемые в статье кран машиниста 345 и блок тормозного оборудования 420. Указаны функции, которыми надо оснастить каждое из этих устройств в целях обеспечения IV уровня автоматизации электропоезда ЭС2Г «Ласточка».

Ключевые слова: электропоезд «Ласточка»; IV уровень автоматизации; тормозное оборудование; кран машиниста 345; блок тормозного оборудования 420.

ОВЧАРЕНКО С.М., ректор Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), доктор технических наук, доцент

ЧЕТВЕРГОВ В.А., ОмГУПС, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР

ГАЛИЕВ И.И,, президент ОмГУПС, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РФ

ШАНТАРЕНКО С.Г., ОмГУПС, проректор по научной работе, доктор технических наук, доцент

КОМЯКОВА Т.В., ОмГУПС, проректор по учебной работе, кандидат технических наук, доцент

120 лет на службе железнодорожному транспорту

С. 35–41. 8 рис.

Рассказывается о 120-летии Омского государственного университета путей сообщения, созданного в связи со строительством Транссибирской магистрали, для которого требовались квалифицированные специалисты железнодорожного транспорта. Особое внимание уделяется подготовке инженеров по специальностям, технически обеспечивающим надежный перевозочный процесс на железных дорогах. Отмечается, что вуз успешно продолжает начатое более века назад дело, адекватно отвечая на вызовы времени и ориентируясь на стратегические задачи, решаемые транспортным комплексом страны.

Ключевые слова: Омский государственный университет путей сообщения; строительство Транссибирской магистрали; подготовка инженеров железнодорожного транспорта; учебный процесс.

КУЗНЕЦОВ А.А., Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), заведующий кафедрой «Техническая электротехника», доктор технических наук, профессор

ЧЕРЕМИСИН В.Т., ОмГУПС, заведующий кафедрой «Подвижной состав электрических железных дорог», директор Института энергосбережения на железнодорожном транспорте (НИИЭ), доктор технических наук, профессор

НИКИФОРОВ М.М., ОмГУПС, заместитель директора НИИЭ, кандидат технических наук

СИДОРОВ О.А., ОмГУПС, заведующий кафедрой «Электроснабжение железнодорожного транспорта», доктор технических наук, профессор

СМЕРДИН, ОмГУПС, доктор технических наук, профессор

ХАРЛАМОВ В.В., ОмГУПС, заведующий кафедрой «Электрические машины и общая электротехника», доктор технических наук, профессор

В рамках реализации проекта «Цифровая железная дорога»

С. 42–45. 3 рис.

Рассмотрены новые технические решения, которые будут способствовать повышению работоспособности и долговечности работы узлов тяговых электродвигателей локомотивов. Подчеркнуто, что использование резервов конструктивно–технологических решений остается актуальной задачей как при создании новых, так и при модернизации эксплуатируемых локомотивов.

Ключевые слова: локомотив; тяговый электродвигатель; надежность; изоляция; обмотка якоря.

АНИСИМОВ А.С., Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), доцент кафедры «Локомотивы», кандидат технических наук

ГАЛИЕВ И.И., президент ОмГУПС, профессор кафедры  «Теоретическая и прикладная механика», доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РФ

ДОМАНОВ К.И., ОмГУПС, преподаватель кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог, кандидат технических наук

ОВЧАРЕНКО С.М., ректор ОмГУПС, заведующий кафедрой «Локомотивы», доктор технических наук

ПОНОМАРЕВ Е.В., ОмГУПС, начальник Научно-исследовательской части, кандидат технических наук

СУПЧИНСКИЙ О.П., ОмГУПС, доцент кафедры «Технологии транспортного машиностроения  и ремонта подвижного состава», кандидат технических наук

ШАНТАРЕНКО С.Г., ОмГУПС, проректор по научной работе, профессор кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», доктор технических наук

Управление техническим состоянием локомотивов и вагонов новых серий

С. 46–50. 3 рис.

Рассмотрен алгоритм управления технологическими процессами ремонта локомотивов, который позволяет в режиме онлайн отслеживать узкие места при производстве текущих ремонтов и сокращать продолжительность критического пути графика ремонта за счет варьирования временных показателей работ, использования агрегатно-узлового метода ремонта, перераспределения ресурсов между критическими и некритическими работами. Приведена методика корректировки базовых сетевых графиков ремонта с учетом загруженности технологического оборудования и ремонтного персонала, наличия запасных частей и материалов, необходимости проведения внеплановых работ при постановке в ремонт локомотива.

Ключевые слова: технология эксплуатации; двухсистемные электровозы; полигонная структура; управление перевозочным процессом; эксплуатируемый парк локомотивов; участки обращения; бюджет времени работы электровозов; локомотиво-часы; установленная скорость.

СТАЛЬНОЙ И.И., ОАО «РЖД», директор Проектно-конструкторско-технологического бюро по нормированию (ПКТБ Н)

Нормирование материально-технических ресурсов как инструмент эффективного ведения хозяйства

С. 51–59. 10 рис.

Рассмотрены цели создания и история формирования Проектно-конструкторско-технологического бюро по нормированию, его роль в современном инновационном процессе компании, приоритетные направления работы, наиболее значимые проекты и разработки нормативов расхода материально-технических ресурсов, в которых участвуют специалисты ПКТБ Н. Намечены пути дальнейшего развития бюро как важного подразделения, обеспечивающего нормативную поддержку деятельности всего транспортного комплекса ОАО «РЖД».

Ключевые слова: тяговый и электроподвижной подвижной состав; стандартизация; нормативно-техническая документация; энергетика на тяговые и нетяговые нужды; нормы расхода; материально-технические ресурсы; нормы ломообразования.

РОМАНЧИКОВ А.М., управляющий директор АО «Трансмашхолдинг», кандидат технических наук

ГРОСС В.А., ООО «ЛокоТех-Сигнал», заместитель генерального директора

МАЩЕНКО П.Е., ООО «ЛокоТех-Сигнал», заместитель генерального директора, кандидат технических наук

БОЛДЫРЕВ К.С., ООО «ЛокоТех-Сигнал», специалист по компьютерному зрению

Определение траектории движения локомотива для систем машинного зрения

С. 61–63, 5 рис.

Дано краткое описание технических средств и программных продуктов для транспортной отрасли, предназначенных для автоматизации процессов предотвращения ситуаций, способных причинить вред здоровью людей, повлечь за собой повреждение подвижного состава и инфраструктуры. Представлены разработки ООО «ЛокоТех-Сигнал» в части реализации методов обработки изображения при построении траектории движения локомотива в автоматическом режиме, реализованные в опытных образцах системы обнаружения препятствий Ctrl@Vision 100, примененной на маневровом тепловозе ТЭМ5Х и тепловозах нескольких крупных промышленных предприятий. Дана информация о функциях следующего уровня системы – Ctrl@Vision 200, необходимого для перехода на дистанционное управление тяговыми единицами. Рассказано о мероприятиях, направленных на создание современного программного обеспечения в целях реализации беспилотного движения поездов на метрополитене Казани.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; системы технического зрения; беспилотное движение.

ЛЯНОЙ В.В., Группа компаний «Промэлектроника», вице-президент

СОЛОВЬЕВ А.Л., НПЦ «Промэлектроника», главный специалист отдела инжиниринга

СЫЧЕВ С.В., НПЦ «Промэлектроника», инженер по системе закрепления составов

КТС АЗС. Новое слово в закреплении составов

С. 64–65. 4 рис.

Представлен комплекс технических средств автоматизированного закрепления подвижного состава (КТС АЗС) разработки НПЦ «Промэлектроника», позволяющий автоматизировать не только закрепление поездов на приемоотправочных путях железнодорожных станций, но и процесс их прицельной остановки. Описаны преимущества комплекса по сравнению с традиционными техническими средствами аналогичного назначения.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; закрепление подвижного состава на станциях; КТС АЗС.

ШЕНФЕЛЬД К.П., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), исполнительный директор, доктор технических наук

АКИШИН А.А., АО «ВНИИЖТ», ведущий научный сотрудник, кандидат технических наук

Расчет стоимости жизненного цикла по эксплуатационной модели локомотива

С. 66–69. 3 рис.

Рассмотрено понятие эксплуатационной модели локомотива, описывающей его работу как совокупность участковых оборотов по тяговому полигону. Показаны преимущества применения эксплуатационной модели перед используемыми в настоящее время методами расчета стоимости жизненного цикла локомотивов, которые заключаются в выявлении важных потребительских качеств, таких как снижение расхода топлива и энергии при простоях, уменьшение общего времени в ожидании и нахождении на ТО-2, ускорение ряда технологических операций.

Ключевые слова: стоимость жизненного цикла; существующий локомотивный парк; перспективная серия локомотивов; род тока; максимальная и средняя массы поездов; техническая, участковая и расчетная скорости; профиль и руководящий подъем; расстояние между станциями оборота.

ВУЛЬФОВ А.Б., председатель Межрегиональной общественной организации «Общество любителей железных дорог» (МОО «ВОЛЖД»)

Сохраняя историческое наследие железных дорог

С. 70–72. 7 рис.

Показан путь, проделанный общественной организацией любителей железных дорог за 30 лет, цели и задачи организации, основные направления деятельности ВОЛЖД в области популяризации прошлого и настоящего отрасли, пропаганды исторической деятельности ОАО «РЖД» в России и за рубежом.

Ключевые слова: общество; любитель; история; музей; паровоз; экспонат; моделизм; ретро-поезд; историческое наследие.

Музей железных дорог России. Натурные образцы. Открытая площадка. Электровозы

С. 73–77. 5 рис.

Начало подраздела, представляющего электровозы, размещенные на открытой площадке Музея железных дорог России. Описание каждого электровоза содержит его основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой относится данный локомотив, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора, посвященного натурным образцам, находящимся на всех площадках Музея железных дорог России.

Ключевые слова: Музей железных дорог России; открытая площадка; натурный образец; электровоз.

Читайте также: