Аннотации №11 2018

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 11, 2018 г.

ШЕВЧУК А.В., начальник Юго-Восточной дирекции по управлению терминально-складским комплексом

Расширяя спектр предоставляемых услуг

С. 12–15. 7 рис.

Рассмотрен спектр терминально-складских услуг. Проанализирована работа по оказанию комплекса транспортно-экспедиционных услуг по принципу «одного окна» и организация услуг по переработке груза мобильными бригадами. Большое внимание уделено привлечению дополнительных объемов грузов и повышению качества обслуживания.

Ключевые слова: терминально-складской комплекс; клиентоориентированная деятельность; переработка груза мобильными бригадами; предоставление комплексной транспортной услуги по принципу «одного окна».

ПАВЛОВСКИЙ А.А., АО «НИИАС», заместитель генерального директора, кандидат технических наук

Базовая составляющая цифровой железной дороги

С. 16 – 22. 4 рис.

Показана роль единого координатно-временного пространства в общем комплексе работ по реализации проекта ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога» (ЦЖД). Обоснована важность цифрового описания объектов в единой  высокоточной координатной системе (ВКС), что позволяет формировать цифровые модели пути для использования в различных функциональных приложениях ЦЖД. Отмечено, что эти модели являются основным информационным ресурсом создаваемой комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ). Дана информация о структуре построения ВКС и мероприятиях по ее оптимизации в рамках реализации проекта «Дорожная карта развития спутниковых и геоинформационных технологий в ОАО «РЖД» на период до 2020 года».

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; единое координатно-временное пространство; единая  высокоточная координатная система (ВКС); Цифровая железная дорога (ЦЖД); цифровые модели пути; комплексная система пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ).

ШАНЬГИН Р.В., ОАО «РЖД», главный инженер Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры

Цифровые технологии для железнодорожной инфраструктуры

С. 23 – 27. 4 рис.

Представлены объемы и география внедрения комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ), а также ее структура. Кратко описаны функционал программного обеспечения системы, существующего на трех платформах (десктоп, web и mobile), и эффекты от ее применения на конкретных участках сети дорог. Дана информация о программе развития и использования КСПД ИЖТ на 2018 – 2021 гг. Проиллюстрировано применение базы данных КСПД ИЖТ в практической деятельности. Изложена концепция развития систем диагностики и мониторинга объектов путевого хозяйства на период до 2025 г.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; единое координатно-временное пространство; единая  высокоточная координатная система (ВКС); Цифровая железная дорога (ЦЖД); цифровые модели пути; комплексная система пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ); база данных КСПД ИЖТ; программное обеспечение КСПД ИЖТ; ремонт пути по цифровым технологиям.

БОРЕЦКИЙ А.А., ОАО «РЖД», первый заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры

ЕРМАКОВ В.М., АО «Транспутьстрой», главный инженер, доктор технических наук

ШАМРАЕВ В.В., ОАО «РЖД», главный инженер Центральной дирекции по ремонту пути

Опыт и проблемы ремонта пути по цифровым технологиям КСПД ИЖТ

С. 28 – 33. 7 рис.

Аргументируется тот факт, что создание высокоточной координатной системы (ВКС) и применение инновационных технологий съемки обеспечивают необходимое качество геодезических изысканий, а следовательно, минимизируют риски принятия ошибочных проектных решений и позволяют создать идеальный в применении к заданным техническим условиям проект. Обосновывается снижение ежегодных затрат на содержание и выправку железнодорожного пути при уменьшению сил взаимодействия пути и подвижного состава благодаря постановке его оси в проектное положение по цифровой технологии КСПД ИЖТ. Анализируется ряд проблем, которые несмотря на существенное повышение качества и точности проектов пока еще имеют место; предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; единая высокоточная координатная система (ВКС); Цифровая железная дорога (ЦЖД); цифровые модели пути; комплексная система пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ); ремонт и модернизация пути по цифровым технологиям.

РОДОМАНЧЕНКО М.Г., АО «Росжелдорпроект», первый заместитель директора – главный инженер

Цифровое проектирование строительства и ремонта инфраструктуры

С. 33 – 36. 9 рис.

Рассказано о развитии процесса разработки проектной документации в цифровом формате с привязкой к высокоточной координатной системе (ВКС) в составе Комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ). Изложен алгоритм работ по проектированию, показаны преимущества  построения цифровой модели пути (ЦМП) в проектной документации. Представлены различные типы постоянно совершенствующихся средств автоматизации проектирования (САПР) собственной разработки и технологии по увязке различных программ. Показаны технологические подходы к созданию сводной цифровой информационной модели проектируемых объектов инфраструктуры.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; проектная документация; цифровой формат; цифровая информационная модель.

ШЕВЦОВ Е.А., ОАО «РЖД», начальник Октябрьской дирекции инфраструктуры

КАЧАНОВ А.А., ОАО «РЖД», Октябрьская дирекция инфраструктуры, заместитель начальника службы пути

ТЕРЕХОВ Е.К, ОАО «РЖД», Октябрьская дирекция инфраструктуры, начальник сектора по работе с КСПД ИЖТ

Опыт Октябрьской железной дороги

С. 37 – 39. 4 рис.

Представлен опыт внедрения и использования Комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ) на полигоне Октябрьской железной дороги, а также инновационной технологии производства ремонта и реконструкции железнодорожного пути с использованием координатных методов на основе спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS и этой системы. Приведены объемы планово-предупредительного ремонта и модернизации (реконструкции) пути на высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва по цифровой технологии КСПД ИЖТ. Показаны результаты анализа фактической реализации проектов и показателей геометрии рельсовой колеи в процессе эксплуатации таких участков. Проиллюстрированы возможности практического применения функционала аппаратно-программного комплекса КСПД ИЖТ.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; единая  высокоточная координатная система (ВКС); Цифровая железная дорога (ЦЖД); цифровые модели пути; комплексная система пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ); ремонт и модернизация пути по цифровым технологиям.

КОШМАНОВ В.Ф., АО «Российские космические системы», начальник многофункционального навигационно-информационного центра

ЩЕННИКОВ С.В., АО «Российские космические системы», начальник отдела «Национальная сеть высокоточного позиционирования»

Совместные проекты ОАО «РЖД» и АО «РКС»

С. 40 – 41. 2 рис.

Рассказано о сервисах и продуктах АО «РКС», а также инициативном проекте компании, цель которого – создание национальной сети высокоточного спутникового позиционирования (НСВП). Показаны перспективы использования сервисов интегрированной сети высокоточного спутникового позиционирования в интересах координатно-временного обеспечения инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД». Обоснован тот факт, что национальная сеть высокоточного спутникового позиционирования может стать одним из ключевых составляющих сегментов высокоточной координатной системы (ВКС), а реализация продуктов АО «РКС» позволит решить ряд актуальных задач, стоящих перед железнодорожниками.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт;  национальная сеть высокоточного спутникового позиционирования (НСВП); координатно-временное обеспечение инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД»; высокоточная координатная система (ВКС).

БЕЛОУСОВ Н.А., генеральный директор ОАО «Радиоавионика»

Неразрушающий контроль рельсов

С. 42–43. 3 рис.

Рассказано о продукции ОАО «Радиоавионика» в части средств неразрушающего контроля рельсов: съемные и мобильные дефектоскопы типа АВИКОН разных модификаций. Описан процесс их совершенствования с течением времени. Представлены новые решения, касающиеся центровки искательных систем и конструкции тележки, а также обеспечения надежного акустического контакта, которые широко внедряются не только в России, но и за рубежом.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; средства неразрушающего контроля рельсов; АВИКОН.

ПОТАПОВ П.Н., ОАО «РЖД», начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля

Обеспечение экологической безопасности

С. 46–50, 6 рис.

Изложены изменения экологического законодательства, касающиеся природоохранной деятельности предприятий и организаций, в том числе и ОАО «РЖД», которая будет зависеть от разделения объектов на категории по степени негативного воздействия на окружающую среду, а также затрагивающие производственный экологический контроль, который будет проводиться только аккредитованными испытательными лабораториями, экологический надзор, который будет производиться с учетом риск-ориентированного подхода в зависимости от присвоенной предприятию категории риска, и др. Указаны стратегические ориентиры до 2025 г. в сфере экологической безопасности, выработанные ОАО «РЖД».

Ключевые слова: экологическая реформа; производственный экологический контроль; аккредитованные испытательные лаборатории; экологический надзор; плата за негативное воздействие на окружающую среду; стратегические ориентиры ОАО «РЖД» в сфере экологической безопасности.

СЕМЕНОВ В.,И., главный инженер Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути

Переработка отработавших резинотехнических изделий

С. 51–52. 4 рис.

Описан процесс переработки отходов резинотехнических изделий, образующихся при замене верхнего строения пути, и производства из них экологически чистых напольных покрытий, что является важным шагом в решении задачи вовлечения отходов производства в хозяйственный оборот и сохранение природных комплексов и биоразнообразия.

Ключевые слова: вовлечение отходов производства во вторичных оборот; отходы резинотехнических изделий; линия по переработке отходов; участок производства напольных покрытий.

ВОРОНЕЦКАЯ И.В., ОАО «РЖД», ведущий специалист Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, кандидат экономических наук

Межрегиональный слет добровольцев «БАЙКАЛ-2018»

С. 52–53, 7 рис.

Рассказано о межрегиональном слете добровольцев «БАЙКАЛ-2018», на котором его участники оказывали помощь в создании центра для ведения научно-образовательной, исследовательской и практической деятельности в условиях летнего полевого лагеря, о проведении молодежной экологической акции и других мероприятиях, позволивших волонтерам ознакомиться с природой Прибайкалья  и историей гужевых путей сообщения южного Байкала.

Ключевые слова: слет добровольцев; молодежная экологическая акция; вклад в сохранение природы Байкальской территории.

ШАРАПОВ С.Н., АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»), заместитель генерального директора, доктор технических наук

НОВОСЕЛЬЦЕВ Е.М., АО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технический институт морского флота» (АО «ДНИИМФ»), первый заместитель генерального директора, кандидат технических наук

ХОЛОША М.В., ООО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технический институт морского флота – Восточный» (ООО «ДНИИМФ-Восточный»), заместитель генерального директора, кандидат технических наук

Железная дорога на Сахалин – новый этап в развитии транспортной системы Дальнего Востока

С. 54–62. 6 рис.

Рассмотрен комплексный проект пространственного развития Дальнего Востока с учетом строительства железнодорожной линии Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского. Проанализированы варианты проекта со строительством глубоководного порта на о. Сахалин и без строительства порта. Описаны предполагаемые участки для строительства порта. Приведена оценка коммерческой эффективности проекта.

Ключевые слова: строительство железнодорожной линии Селихин – Ныш; пролив Невельского; пространственная логистика; глубоководный порт на о. Сахалин; площадка для строительства порта; залив Терпения; залив Делангля; железнодорожная станция Ильинский; социально-экономическое развитие о. Сахалин.

Музей железных дорог России. Натурные образцы

С. 63–69.

Представлены паровозы, размещенные в новом корпусе (блок Н) Музея железных дорог России. Описание каждого паровоза содержит его основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой относится данный локомотив, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора, посвященного натурным образцам, находящимся на всех площадках Музея железных дорог России.

Ключевые слова: Музей железных дорог России; новый корпус; натурный образец; паровоз.

КИСЕЛЁВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, инженер путей сообщения, доктор исторических наук, профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса» и профессор кафедры «История, философия, политология и социология»

НАЗАРОВ О.Н., заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД», кандидат технических наук

Новые горизонты высокоскоростного железнодорожного транспорта

С. 70–77. 3 рис.

Продолжение статьи, написанной по материалам состоявшегося в мае 2018 г. в Анкаре Х Всемирного конгресса по высокоскоростному железнодорожному движению. Рассмотрены современное состояние и перспективы развития высокоскоростной железнодорожной сети Японии, Республики Корея, Франции, Германии и Испании. Дана краткая информация о последних разработках в области высокоскоростного подвижного состава в указанных странах.

Ключевые слова: Х Всемирный конгресс по высокоскоростному железнодорожному движению; высокоскоростная магистраль; высокоскоростной железнодорожный подвижной состав.

Читайте также: