Аннотации №07 2022

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 7, 2022 г.

АЛЕКСЕЕВА Ю.О., ОАО «РЖД», начальник Департамента социального развития

Дорога доброй воли 

С. 4–7. 7 рис.

В свете объявленного в холдинге «РЖД» Года корпоративного добровольчества рассказывается об основных целях, задачах и направлениях корпоративного добровольчества. Особое внимание уделяется уже накопленному на железных дорогах опыту и достигнутых результатах в этой сфере, а также перспективах волонтерского движения.

Ключевые слова: Год корпоративного добровольчества; корпоративное волонтерство; социальное волонтерство; развитие культурно-исторического наследия; образование и наставничество; охрана окружающей среды; здоровый образ жизни; безопасность на железнодорожном транспорте; помощь пассажирам железнодорожного транспорта.

БОРОДИН А.Ф., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», начальник отдела технологического обеспечения автоматизированных систем АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»), доктор технических наук, профессор

ПАНИН В.В., АО «ИЭРТ», заместитель генерального директора, доцент РУТ (МИИТ), кандидат технических наук 

ЛАХАНКИН Е.А., АО «ИЭРТ», заведующий отделением эксплуатации железных дорог и взаимодействия транспортных систем 

СОКОЛОВ А.Ю., АО «ИЭРТ», заместитель заведующего отделением эксплуатации железных дорог и взаимодействия транспортных систем 

ДМИТРИЕВ Е.О., АО «ИЭРТ», инженер 1-й категории, аспирант РУТ (МИИТ)

КРАВЧЕНКО А.А., АО «ИЭРТ», инженер, аспирант РУТ (МИИТ)

Повышение и использование перевозочной мощности полигонов сети: эффективные стратегии и тактика

С. 8–16. 7 рис.

Рассмотрена Инструкция по расчету провозной и пропускной способности железных дорог ОАО «РЖД». Приведены основные характеристики пропускной способности. Проанализированы комплексные меры по повышению использования инфраструктуры и росту провозной способности полигонов российских железных дорог. Приведена оценка технологических эффектов реализуемых мероприятий и рассмотрены факторы, влияющие на улучшение качественных показателей.

Ключевые слова: провозная способность; пропускная способность; полигон железных дорог; железнодорожная инфраструктура; эксплуатационная работа; поездопотоки; железнодорожная сеть.

Литература

  1. 1. Шарапов С.Н. Классификация и специализация железнодорожных линий – основа оптимизации эксплуатационных расходов / С.Н.Шарапов, М.В.Лялько // Железнодорожный транспорт. – 2016. – № 7. – С. 50–60.
  2. 2. Осьминин А.Т. Динамическая модель загрузки инфраструктуры ОАО «РЖД» / А.Т.Осьминин, А.В.Кабанов // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 8. – С. 10–19.
  3. 3. Бородин А.Ф. Автоматизированная система прогноза ресурсов сети / А.Ф.Бородин, В.В.Панин // Железнодорожный транспорт. – 2017. – № 4. – С. 18–27.

ВИНОГРАДОВ С.А., генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт

железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), кандидат технических наук

КИРИЛЛОВ Н.Н., Центральная дирекция по управлению тeрминально-склaдским комплексом – филиал OАО «PЖД», заместитель начальника

МЕХЕДОВ М.И., АО «ВНИИЖТ», заместитель генерального директора – директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»), кандидат технических наук

ШВЕДИН К.И., АО «ВНИИЖТ», заместитель директора НЦ «ЦМПЭ» 

ХОМОВ А.В., АО «ВНИИЖТ», технический эксперт НЦ «ЦМПЭ», кандидат технических наук

Развитие интермодальных перевозок в условиях импортозамещения

С. 17–21. 6 рис.

Представлены перспективные с точки зрения логистики направления развития транспортной отрасли в условиях импортзамещения. Исследованы риски нарушения сроков поставок при использовании автотранспорта. Предложены альтернативные системы транспортировки грузов на основе четкого взаимодействия и координации железнодорожного и автомобильного транспорта.

Ключевые слова: логистика; импортозамещение; железнодорожный транспорт; интермодальная перевозка; автомобильный транспорт.

Литература

  1. 1. Виноградов С.А. Контейнер-платформа для перевозки грузов на фитинговой платформе / С.А.Виноградов, М.И.Мехедов, К.И.Шведин // Патент на полезную модель 208500 U1, 22.12.2021. Заявка № 2021113736 от 14.05.2021.
  2. 2. Хомов А.В. Использование съемного кузова на первой и последней миле / А.В.Хомов // Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика : мат. I Национальной научно-образовательной конференции. Санкт-Петербург, 20 октября 2020 г. / [ред. кол. В.В.Щербаков (отв. ред.) и др.]. – СПб. : изд. СПбГЭУ, 2020. – С. 139–146.
  3. 3. Мехедов М.И. Инновационный подвижной состав для перевозки сборных грузов / М.И.Мехедов, К.И.Шведин, А.В.Хомов // Тр. Ростовского гос. ун-та путей сообщения. – 2021. – № 4 (57). – С. 57–61.
  4. 4. Перспективы развития ускоренных грузовых перевозок / [С.А.Виноградов, М.И.Мехедов, С.П.Вакуленко и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 4. – С. 10–15.
  5. 5. Способ отвода контактной сети и устройство для его реализации / [С.А.Виноградов, М.И.Мехедов, А.А.Крылов и др.] // Патент на изобретение 2759355 C1, 12.11.2021. Заявка № 2020139554 от 02.12.2020.
  6. 6. Устройство отвода контактной сети / [С.А.Виноградов, М.И.Мехедов, А.А.Крылов и др.] // Патент на полезную модель 205470 U1, 15.07.2021. Заявка № 2020139553 от 02.12.2020.
  7. 7. Непредсказуемая логистика эпохи перемен. Обзор [Электронный ресурс]. – URL: https://www.interfax.ru/business/835549 (дата обращения: 26.04.2022).

ФЕДОРОВ С.А., ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ»), заместитель исполнительного директора, кандидат технических наук

ХИЛОВ И.А., ООО «ВНИЦТТ», руководитель расчетно-аналитического отдела, кандидат технических наук

КОНОНЕНКО А.С., ООО «ВНИЦТТ», главный конструктор, руководитель отдела «Платформы» 

КОНДАРЬ Е.А., ООО «ВНИЦТТ», руководитель отдела «Крытые вагоны» 

ШЕВЧЕНКО Д.В., ООО «ВНИЦТТ», директор научно-исследовательской дирекции, кандидат технических наук

Применение сменных кузовов в специализированных вагонах

С. 26–35. 10 рис.

Рассмотрен ряд как уже известных, так и новых отечественных и зарубежных технических решений, позволяющих добиться универсализации специализированных вагонов. Выполнен обзор технологий перевозки различных грузов, которые позволяют выделить два основных направления универсализации за счет увеличения номенклатуры перевозимых грузов.

Ключевые слова: интермодальные транспортные единицы; контейнеры; съемные кузова; многооборотная тара; применение вагонов модульной конструкции.

Литература

  1. 1. Handbook of railway vehicle dynamics. Chapter 3. Design of unpowered railway vehicles / [A.Orlova, R.Savushkin, Iu. Boronenko, K.Kyakk] // CRC Press. – Taylor & Francis Group. – 2020. – P. 43–114.
  2. 2. Бороненко Ю.П. Перспективы внедрения вагонов со съемными кузовами увеличенной грузоподъемности / Ю.П.Бороненко, А.С.Даукша // Известия ПГУПС. – 2017. – № 3 (14). – С. 437–457.
  3. 3. Бороненко Ю.П. Динамические испытания контейнеров при продольных соударениях / Ю.П.Бороненко, А.М.Орлова, А.Н.Смирнов // Опасные грузы и контейнеры. Известия ПГУПС. – 2004. – № 1–2. – С. 50–53.
  4. 4. Data base and comparative analysis of CT and transhipment technologies for CT: Deliverable. Marсh 2018 / University of Maribor, SSP Consult. – Мaribor : AlpInno CТ, 2018. – 114 c.
  5. 5. На железных дорогах мира // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 3. – С. 78–80.
  6. 6. VTG: мы стали ближе к клиентам и их потребностям // Tank Conteiner World. – 2021. – № 5. – С. 10–11.
  7. 7. Bolsöy B.M. Breakthrough performance with the helix dumper system / B.M.Bolsöy // Heavy Haul 4.0 – Achieving Breakthrough Performance Levels: Proceedings of the International Heavy Haul Association STS Conference (IHHA 2019). –Norway : Narvik, 2019. – P. 603–610.
  8. 8. Сочлененные вагоны-платформы со съемными кузовами повысят эффективность перевозок / [А.С. Кононенко и др.] // Вагоны и вагонное хозяйство. – 2018. – № 4 (56). – С. 36–40.

ВАЛИНСКИЙ О.С., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги

ВОРОБЬЕВ А.А., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, заведующий кафедрой «Наземные транспортно-технологические комплексы», доцент, доктор технических наук

Метод расчета коэффициента трения в системе колесо – рельс

С. 36–39. 3 рис.

Приведены оценка одного из способов повышения коэффициента сцепления в контакте колесо – рельс с использованием активаторов трения и метод исследования фрикционных характеристик материалов активаторов трения с помощью испытаний на установке, предназначенной для тестирования порошков твердых материалов на трение и износ.

Ключевые слова: исследование фрикционных характеристик; различные составы порошков; активаторы трения; трибометр; испытания; порошки твердых материалов; пятна износа на шаре.

Литература

  1. 1. Валинский О.С. Повышение эффективности использования тягового подвижного состава / О.С.Валинсакий // Железнодорожнй транспорт. – 2021. – № 3. – С. 24–27. 
  2. 2. Программа и методика предварительных испытаний УАТЛ.303381.000ПМ-ПР. – Ростов н/Д. : РГУПС, 2020. – 16 с.
  3. 3. Машнев М.М. Теория механизмов и машин и детали машин / М.М.Машнев, Е.Я.Красковский. – Л. : Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1980. – 512 с.
  4. 4. Бутенин Н.В. Курс теоретической механики / Н.В.Бутенин, Я.Л.Лунц, Д.Р.Меркин. – СПб. : Лань, 2009. – Т. 2. – 736 с.
  5. 5. Чичинадзе А.В. Трение, износ и смазка / А.В.Чичинадзе. – М. : Машиностроение, 2003.  576 с.
  6. 6. Расчеты и испытания на прочность. Методы испытаний на контактную усталость. Рекомендации. Р 50-54-30-87. – М. : Стандартинформ, 1998. – 65 с.
  7. 7. Биргер И.А. Расчет на прочность деталей машин : справочник / И.А.Биргер, Б.Ф.Шорр, Г.Б.Иосилевич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1979. – 702 с.

ФЕДОТОВ М.В., АО «Научно-исследовательский и конструктивно-технологическмй институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), заведующий лабораторией, кандидат технических наук

КЛИМЕНКО Ю.И., АО «ВНИКТИ», заведующий Научно-исследовательского конструкторским бюро по электрооборудованию и микропроцессорным системам управления, кандидат технических наук

ШАРАПОВ А.Л., АО «ВНИКТИ», инженер-программист I категории

ГРАЧЕВ В.В., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I («ПГУПС»), доцент кафедры локомотивов и локомотивного хозяйства, доктор технических наук

КОТ М.В., ООО «БалтТрансСервис», советник заместителя генерального директора по производству

ЮДИН А.В., ООО «БалтТрансСервис», начальник локомотивного отдела

Оценка и прогноз изменения вязкости дизельного масла с использованием нейросетевых моделей

С. 39–41. 4 рис.

Рассказывается о разработанной диагностической моделе для непрерывной оценки кинематической вязкости моторного масла в процессе эксплуатации тепловозного дизеля на основе искусственной нейронной сети прямого распространения. Отмечается, что обучение и валидация модели осуществлялись по данным, переданным на сервер АО «ВНИКТИ» системами АСК тепловозов и совмещенным с результатами периодических контрольных замеров вязкости при проведении регламентного технического обслуживания.

Ключевые слова: техническое состояние систем тепловоза; подсистема бортовой диагностики; нейронная сеть прямого распространения; нейросетевая диагностическая модель; обучающая выборка; кинематическая вязкость масла; оперативный контроль технического состояния.

Литература

  1. 1. Федотов М.В. Предиктивная система технического диагностирования локомотивов с использованием методов интеллектуального анализа данных / М.В.Федотов, В.В.Грачев // Транспорт Российской Федерации. – 2020. – № 6. – С. 28–34. 
  2. 2. Федотов М.В. Интеллектуальное управление техническим состоянием локомотива / М.В.Федотов, Ю.И.Клименко, В.В.Грачев // Интегрированные модели и мягкие вычисления в искусственном интеллекте : сб. научн. тр. Х Междунар. конференции. Коломна, 2021. – Смоленск : Универсум, 2021. – Т. 2. – С. 356–368.
  3. 3. Шолле Ф. Глубокое обучение на Python / Ф.Шолле ; пер. с англ. А.Киселева. – СПб. : Питер, 2018. – 400 с. 
  4. 4. Федотов М.В. Предиктивная аналитика технического состояния систем тепловозов с использованием нейросетевых прогнозных моделей / М.В.Федотов, В.В.Грачев // Бюллетень результатов научных исследований. – 2021. – Вып. 3. – С. 102–114.

МАМОНТОВ С.А., Центральная дирекция пассажирских обустройств – филиал ОАО «РЖД (ЦДПО), главный инженер

МЕЗЕНЦЕВ М.А., Новосибирский проектно-изыскательский институт «Сибжелдопроект» – филиал АО «Росжелдорпроект», заместитель директора по производству

Типовое строительство

С. 43–45. 4 рис.

Рассмотрена работа специалистов Центральной дирекции пассажирских обустройств совместно со специалистами АО «Росжелдорпроект» по типизации пассажирских зданий и выделению основных категорий объектов, что позволит обеспечить узнаваемость, типизацию и единый подход к строительству в целях значительного сокращения временных затрат на выполнение проектно-изыскательских работ.

Ключевые слова: подготовка проекта; пассажирское здание; ранжирование станций; пассажиропоток; типовой проект; универсальные архитектурно-планировочные решения.

ВОРОНИН В.А., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), начальник отделения внедрения систем ЖАТ 

АГЕЕВ С.А., АО «НИИАС», инженер отдела внедрения систем ЖАТ

О работе УКСПС на участках, оборудованных АЛСО с подвижными блок-участками

С. 46–47. 1 рис.

Представлены особенности построения и применения устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС) на участках, оборудованных системой АЛСО с подвижными блок-участками (АЛСО с ПБУ). Описан принцип их действия при таком техническом решении. 

Ключевые слова: устройства контроля схода подвижного состава (УКСПС); АЛСО с подвижными блок-участками (АЛСО с ПБУ).

КОССОВ В.С., АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), генеральный директор, профессор, доктор технических наук 

ПАНИН Ю.А., АО «ВНИКТИ», заведующий отделом, кандидат технических наук 

ТРИФОНОВ А.В., АО «ВНИКТИ», заместитель заведующего отделом, кандидат технических наук 

ПОНОМАРЕВ А.С., АО «ВНИКТИ», заведующий лабораторией 

ПАНИН А.Ю., АО «ВНИКТИ», инженер 1-й категории

Лубрикация рельсов и воздействие на путь подвижного состава

С. 48–51. 6 рис.

Рассказывается об оценке эффективности комбинированной лубрикации рельсов с точки зрения снижения бокового воздействия на путь локомотива по результатам проведенных исследований.

Ключевые слова: лубрикация; боковые силы; коэффициент трения; смазка; модификатор трения; лубрикант; трибометр.

Литература

  1. 1. Коссов В.С. Снижение нагруженности ходовых частей локомотивов и пути : дис. … д-ра техн. наук : 05.22.07 / Валерий Семенович Коссов ; ВНИТИ МПС России. − М., 2001. − 339 с.
  2. 2. Трифонов А.В. Влияние трибологического состояния рельсов на взаимодействие колес подвижного состава и пути : дис. … канд. техн. наук : 05.22.07 / Алексей Валерьевич Трифонов ; Российский ун-т транспорта. − М., 2019. − 211 с.
  3. 3. Обобщение передового опыта тяжеловесного движения: вопросы взаимодействия колеса и рельса рельса / [У.Дж.Харрис, С.М.Захаров, Дж.Ландгрен и др.] ; пер. с англ. − М. : Интекст, 2002. − 408 с.

ШАПОВАЛОВ В.В., Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), доктор технических наук, профессор

ЩЕРБАК П.Н., ООО «Транс-Триботехника», заместитель директора 

ФЕЙЗОВ Э.Э., ООО «Транс-Триботехника», заместитель директора 

КОРНИЕНКО Р.А., ООО «Транс-Триботехника», технический директор 

СЕМЕНОВ А.А., РГУПС, студент

Повышение эффективности системы колесо – рельс на базе инновационных импортозамещающих технологий

С. 52–54. 3 рис.

Представлен комплекс инновационных мероприятий, направленных на улучшение трибологического состояния системы колесо – рельс, в частности устройство термометаллоплакирования (УТМП). Описана технология функционирования двух его механизмов: блока гребнерельсосмазывания (ГРС-РАПС) и фрикционного блока термометаллоплакирования (ТМПФ). 

Ключевые слова: система колесо – рельс; устройство термометаллоплакирования (УТМП); блок гребнерельсосмазывания (ГРС-РАПС); фрикционный блок термометаллоплакирования (ТМПФ).

Литература

  1. 1. Шаповалов В.В. Триботехника: учебник / В.В.Шаповалов, В.А.Кохановский, А.Ч.Эркенов ; под ред. В.В.Шаповалова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2017. – 351 с.
  2. 2. Улучшение условий функционирования фрикционной системы «колесо–рельс». Разработка ГОСТа для определения трибологических характеристик твердых смазочных материалов / [И.В.Колесников, А.М.Лубягов, Э.Э.Фейзов и др.] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т. 13. – № 4 (3). – С. 753–758.
  3. 3. Physical and mathematic N-option modeling and optimization of dynamically loaded nonlinear technical systems / [I.V.Kolesnikov, V.V.Shapovalov,  A.L.Ozyabkin and al.] // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – Vol. 1029. Dynamics of Technical Systems (DTS 2020). 11–13 September 2020. – Russia : Rostov-on-Don.
  4. 4. Олешко С.Б. Трение и изнашивание узлов подвижного состава : учеб. пособие / С.Б.Олешко.  – Ростов н/Д. :  РГУПС, 2016. – 77 с.

КОМАРОВА Л.Н., Тюменский государственный медицинский университет (ГМУ), докторант, доцент кафедры общей хирургии, врач-хирург, флеболог частного учреждения здравоохранения (ЦУЗ) «Клиническая больница РЖД – Медицина», г. Тюмень

АЛИЕВ Ф.Ш., Тюменский ГМУ, заведующий кафедрой общей хирургии, доктор медицинских наук, профессор

ОДИНЦОВ С.Н., ЧУЗ «Клиническая больницы РЖД – Медицина», г. Тюмень, главный врач

О влиянии напряженности труда на здоровье

С. 55–57. 1 рис.

Рассказывается об актуальном для работников, связанных с обеспечением безопасности движения, в том числе железнодорожников, показателе напряженности труда, который отражает нагрузку на центральную нервную систему, эмоциональное состояние, органы чувств человека при исполнении должностных обязанностей.

Ключевые слова: напряженность труда; обеспечение безопасности движения; непрерывность технологических процессов; высокий уровень ответственности за перевозки пассажиров и грузов; особые формы организации труда и отдыха работников.

Литература

  1. 1. Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте: учебник для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. – М. : Маршрут, 2004. – 412 с.
  2. 2. Николаев С.Н. Вредные производственные факторы на вагоноремонтных предприятиях. Меры охраны труда / С.Н.Николаев // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. – 2018. – № 2. – С. 21–25.
  3. 3. Панкова В.Б. Профессиональная заболеваемость у работников железнодорожного транспорта / В.Б.Панкова // Железнодорожный транспорт. – 2004. –№ 5–6. – С. 38.
  4. 4. Demographic factors and their relationship with the presence of signs in Italy: the 24 CVI – cities cohort study / [R.Chiesa et al.]  // European Journal of Vascular and Endovascular Surgery. – 2005. – Vol. 30. – No. 6. – P. 674–680.
  5. 5. Management of chronic venous disorders of the lower limbs. Guidelines According to Scientific Evidence. Part I / [A.Nicolaides et al.]  // Journal of the International Union of Angiology. – 2018. – Vol. – 37. –  No. 3. – P. 181–259.

ШАУЛЬСКИЙ Б.Ф., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), профессор

Жизнь и деятельность В.Н. Образцова

С. 58–62. 4 рис.

Рассказывается о жизни, славных делах и достижениях Владимира Николаевича Образцова, крупнейшего русского и советского ученого в области транспорта, лауреата двух Сталинских премий, академика Академии наук СССР, генерал-директора движения первого ранга.

Ключевые слова: Владимир Николаевич Образцов; годы становления.

Читайте также: