Аннотации №09 2023

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 9, 2023 г.

Научная статья

УДК 656.2

БОРОДИН А.Ф., заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)); начальник отдела технологического обеспечения автоматизированных систем АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»), доктор технических наук, профессор

ГРОМОВА Т.А., кандидат технических наук

АЛЕКСЕВНИН Е.А., Московская дирекция управления движением – структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», заместитель начальника района управления Диспетчерского центра управления перевозками

МЕРЗЛИКИН Р.Т., Московская дирекция управления движением – структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»,

дежурный по железнодорожной станции Подольск, аспирант РУТ (МИИТ)

Эффективные параметры оперативного планирования и диспетчерского управления поездной работой

С. 10–18. 8 рис.

Аннотация. Сформулированы условия непрерывности перевозочного процесса, методология преемственности в оперативном планировании поездной и грузовой работы. Выведены граничные условия перерасчета планов эксплуатационной работы. Проанализирована структура диспетчерского управления и обоснованы критерии ее декомпозиции по районам управления и диспетчерским участкам. Даны предложения по развитию системы оценки работы диспетчерских смен.

Ключевые слова: оперативное планирование, эксплуатационная работа, план формирования поездов, диспетчерский участок, полигон управления, эксплуатационные показатели.

Список источников

  • Сайбаталов Р.Ф. Ключевые задачи перехода к планированию и организации движения на полигонах / Р.Ф.Сайбаталов  // Железнодорожный транспорт. – 2016. – № 6. – С. 32–37.
  • Повышение и использование перевозочной мощности полигонов сети: эффективные стратегия и тактика / [А.Ф.Бородин, В.В.Панин, Е.А.Лаханкин и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 7. – С. 18–27.
  • Автоматизированная система организации вагонопотоков: современные теория и практика / [А.Ф.Бородин, Д.М.Вербов, Д.В.Рубцов, П.О.Новиков] // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 11. – С. 4–17.
  • Сапожников В.В. Концентрация и централизация оперативного управления движением поездов / В.В.Сапожников, Д.В.Гавзов, А.Б.Никитин. – М. : Транспорт, 2002. — 102 с.
  • Зобнин В.Л. На основе сквозных принципов организации перевозок / В.Л.Зобнин // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 8. – С. 4–11.

BORODIN A.F., Head of the Department «Management of operational work and safety in transport» of the Russian University of Transport (RUT (MIIT)); Head of the Department for Technological Support of Automated Systems of JSC «Institute for Economics and Development of Transport» (JSC «IERT»), Doctor of Technical Sciences, Professor

GROMOVA T.A., candidate of technical sciences

ALEKSEVNIN E.A., Moscow Directorate of Traffic Control – a structural subdivision of the Central Directorate of Traffic Control – a branch of Russian Railways, Deputy Head of the Control Area of ​​the Dispatch Center for Transportation Control

MERZLIKIN R.T., Moscow Directorate of Traffic Control – a structural subdivision of the Central Directorate of Traffic Control – a branch of Russian Railways, duty officer at the Podolsk railway station, postgraduate student of RUT (MIIT)

Effective parameters of operational planning and dispatch control of train operation

Р. 10–18. 8 fig.

Abstract. The conditions for the continuity of the transportation process, the methodology of continuity in the operational planning of train and freight work are formulated. Boundary conditions for recalculation of operational work plans are derived. The structure of the dispatch control is analyzed and the criteria for its decomposition into control areas and dispatch sites are substantiated. Proposals for the development of a system for evaluating the work of dispatcher shifts are given.

Key words: operational planning, operational work, train formation plan, control room, control area, performance indicators.

БОРОДИН Андрей Федорович, Москва, Россия. E-mail: borodinaf@mail.ru, тел: 8(499)262-30-11.

ГРОМОВА Тамара Алексеевна, Москва, Россия.

АЛЕКСЕВНИН Евгений Анатольевич, Москва, Россия.

МЕРЗЛИКИН Ростислав Тимофеевич, Москва, Россия.

Научная специальность ВАК: 

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

Научная статья

УДК 656.22

ГУРГЕНИДЗЕ И.Р., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), заместитель генерального директора

Алгоритм выбора последовательности проведения работ на инфраструктуре при выполнении эксплуатационной работы

С. 19–23. 4 рис.

Аннотация. Рассмотрены ретроспективные подходы по определению рациональных сценариев работы полигонов с выбором этапности проведения технологических и ремонтных работ. Определены перспективы увеличения грузовых перевозок, а вместе с ними и обоснована необходимость в проведении разного вида работ для содержания инфраструктуры в надлежащем порядке с сохранением ключевых показателей для ОАО «РЖД». Представлен перечень ключевых показателей, влияющих на потери пропускной способности железнодорожных линий. Предложен алгоритм выбора подходов, направленных на содержание и развитие инфраструктуры. Подчеркнута необходимость в формировании экономической оценки проводимых мероприятий.

Ключевые слова: планирование «окон», расчет потерь пропускной способности, алгоритм выбора перечня мероприятий.

Список источников

  • Комплексная технология интервального регулирования движения поездов / [В.А.Воронин, И.Р.Гургенидзе, М.А.Дежков и др.]. – М. : АО «Т8 Издательские технологии», 2023. – 216 с.
  • Мороз Ж.М. Влияния отказов технических средств на пропускную способность участков Восточного полигона / Ж.М.Мороз, А.И.Васекин // Инновационные технологии на железнодорожном транспорте : Труды XXVI Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 3 ноября 2022 г. Т. 1. – Красноярск : Красноярский ин-т железнодорожного транспорта – филиал Иркутского гос. ун-та путей сообщения, 2022. – С. 219–222.
  • Сайбаталов Р.Ф. Необходим комплексный подход к ремонту и текущему содержанию инфраструктуры / Р.Ф.Сайбаталов // Железнодорожный транспорт. – 2013. – № 6. – С. 38–41.
  • Сайбаталов Р.Ф. О предотвращении затруднений в эксплуатационной работе полигонов сети железных дорог / Р.Ф.Сайбаталов, А.Ф.Бородин, Е.В.Бородина // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: наука и транспорт. – 2015. – № 2 (31). – С. 50–52.
  • Панин В.В. Развитие задач Имитационной ресурсной модели использования инфраструктуры ОАО «РЖД» (АС ПРОГРЕСС) в рамках сквозного производственного планирования / В.В.Панин, Е.А.Лаханкин, М.А.Пояркова // Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование (ИСУЖТ–2019) : Труды Восьмой научно-технической конференции. Москва, 21 ноября 2019 г. – М. : АО «НИИАС», 2019. – С. 87–90.
  • Панин В.В. Возможности Имитационной модели использования инфраструктуры ОАО «РЖД» (АС ПРОГРЕСС) для рационального использования пропускных способностей / В.В.Панин // Бюллетень ученого совета АО «ИЭРТ». – 2017. – № 2. – С. 71–75.

GURGENIDZE I.R., JSC Research and Design Institute of Informatization, Automation and Communications in Railway Transport (JSC NIIAS), Deputy General Director

Algorithm for selecting the sequence of work on the infrastructure when performing operational work

Р. 19–23. 4 fig.

Abstract. Retrospective approaches are considered to determine rational scenarios for the operation of landfills with the choice of stages for technological and repair work. The prospects for increasing freight traffic were identified, and along with them, the need to carry out various types of work to maintain the infrastructure in the proper order while maintaining key indicators for Russian Railways was justified. A list of key indicators that affect the loss of capacity of railway lines is presented. An algorithm for choosing approaches aimed at the maintenance and development of infrastructure is proposed. The need for the formation of an economic assessment of ongoing activities was emphasized.

Key words: planning «windows», calculation of throughput losses, algorithm for selecting the list of events.

ГУРГЕНИДЗЕ Инна Романовна, Москва, Россия.

Научная специальность ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки)

КОССОВ В.С., АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), генеральный директор, доктор технических наук, профессор

ГРИНЕВИЧ В.П., АО «ВНИКТИ», эксперт I категории

КАШНИКОВ Г.Ф., АО «ВНИКТИ», заведующий отделом, кандидат технических наук

Перспективы совершенствования маневровых тепловозов

С. 26–36. 5 рис.

Аннотация. Проведен поагрегатный анализ ряда нововведений на маневровых тепловозах. Показано, что зачастую они не отвечают ни требованиям гарантированного обеспечения выполняемого в настоящее время объема маневровых работ, ни требованиям создания недорогого тепловоза. Высказаны предложения по направлениям развития агрегатов и схемных решений маневрового тепловоза.

Ключевые слова: маневровый тепловоз, силовая установка, тяговый привод, привод вспомогательных агрегатов, осевая формула, противобоксовочная защита, конструктивные особенности.

Список источников

  • Сотников Е.А. Неравномерность грузовых перевозок в современных условиях и ее влияние на потребную пропускную способность участков / Е.А.Сотников, К.П.Шенфельд // Вестник ВНИИЖТ. – 2011. – № 5. – С. 3–9.
  • Бабел М. Анализ целесообразности модернизации тепловозов серии SM42 в двухдизельном варианте с учетом критерия стоимости жизненного цикла (LCC) / М.Бабел, М.Шкода // Иновации и инвестиции. – 2014. – С. 234–238.
  • Грехов Л.В. Аккумуляторные топливные системы двигателей внутреннего сгорания типа Common Rail : учеб. пособие / Л.В.Грехов. – М. : МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2000. – 64 с.
  • Рабочие процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок с двигателями внутреннего сгорания / [Ю.М.Крохотин, Л.В.Грехов, Н.А.Иващенко, В.А.Марков]. – Воронеж : Воронежская гос. лесотехническая акад., 2011. – 600 с.
  • Определение КПД электродвигателя и его мощности. – Режим доступа : https://uesk.org/stati/kpd-elektrodvigatelya
  • Гриневич В.П. Исследование тяговых и тормозных свойств тепловозов ТЭМ2 и ТГМ6 в зоне малых скоростей / В.П.Гриневич, О.В.Мягких // Труды ВНИТИ. – 1976. – Вып. 44. – С. 89–97.
  • Тяговые расчеты параметров маневрового тепловоза по программе «Тяга – Прогноз» / [Т.С.Авсиевич, В.П.Гриневич, Д.В.Мамин, А.Н.Журавлев] // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 12. – С. 29–33.
  • Гриневич В.П. Эксплуатационные испытания тепловозов ТЭМ2У с системой принудительного токораспределения по группам тяговых двигателей / В.П.Гриневич, В.Г.Прусаков // Труды ВНИТИ. – 1988. – Вып. 67. – С. 119–132.
  • Способ регулирования электрической передачи тепловозов : пат. 2130389 РФ : МПК B60L 1/06(2006.01) / Варегин Ю.А., Клименко Ю.И., Ким С.И., Кулабухов А.С., Киржнер Д.Л. – № 98116171/28 ; заявл. 26.08.1998 ; опубл. 20.05.1999. – 12 с.
  • «Ермаки» с поосным регулированием силы тяги. – Режим доступа : https://tmholding.livejournal.com/2671.html

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий, профессор, кандидат технических наук

КОЛИН А.В., РУТ (МИИТ), начальник Научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» (НОЦ «НКТИ»)

СОКОЛОВ М.Ю., РУТ (МИИТ), инженер НОЦ «НКТИ»

РЫБАКОВ П.В., РУТ (МИИТ), инженер НОЦ «НКТИ»

БАКИН А.А., РУТ (МИИТ), инженер НОЦ «НКТИ»

Контактно-аккумуляторные электровозы для маневровой работы

С. 37–40. 2 рис.

Аннотация. Рассказано о целесообразности замены маневровых тепловозов контактно-аккумуляторными электровозами. Приведены обоснования необходимости проведения такой замены и аргументы,  подтверждающие ее эффективность. Отмечена возможность адаптации характеристик контактно-аккумуляторных электровозов к технологии работы станций. Использован сравнительный анализ условий эксплуатации отдельных типов маневровых локомотивов и величин их эксплуатационных расходов.

Ключевые слова: маневровый тепловоз, контактно-аккумуляторный электровоз, железнодорожная станция, сортировочная горка, аккумуляторная батарея, сила тяги, потребная мощность, скорость маневровых передвижений.

Список источников

  • Информация с сайта Zdmira [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://zdmira.com/news/baden-vyurtemberg-vnedrenie-poezdov-na-vodorodnom-toplive
  • Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог (1956–1975 гг.) / В.А.Раков. – М. : Транспорт, 1999. – С. 396–398.
  • Перспективы тяговых аккумуляторных батарей на железнодорожном транспорте // Железные дороги мира. – 2023. – № 1. – С. 43–48.
  • Информация с официального сайта АО «Трансмашхолдинг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://tmholding.ru/media/events/7851.html (Дата обращения 12.07.2023).
  • Полин П.А. Внедрение экологически чистого подвижного состава / П.А.Полин // Локомотив. – 2022. – № 9. – С.41–44. – № 10. – С. 37–40.

ПОПОВ П.А., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), заместитель генерального директора, технический руководитель проектов по беспилотным поездам, кандидат технических наук

ЦВЕТКОВ А.А., Санкт-Петербургский филиал АО «НИИАС», начальник отдела проектного управления

КУДРЯШОВ С.В., Санкт-Петербургский филиал АО «НИИАС», начальник отдела внедрения и технического сопровождения

Сценарии работы системы автоматического управления на МЦК

С. 41–43. 1 рис.

Аннотация. Представлен разработанный в АО «НИИАС» порядок взаимодействия подразделений, задействованных в обслуживании железнодорожной и пассажирской инфраструктуры Московского центрального кольца (МЦК) и электропоездов «Ласточка», в том числе при нестандартных ситуациях, при внедрении системы беспилотного движения. Описан сценарный подход, нормирующий функционирование систем, обеспечивающих беспилотное движение и движения поездов, а также действия участников перевозочного процесса в различных ситуациях.

Ключевые слова: беспилотное движение, сценарный подход, единый технологический процесс организации движения в автоматическом режиме на Московском центральном кольце.

Список источников

  • Попов П.А. Развитие отечественных и зарубежных беспилотных технологий / П.А.Попов // Автоматика, связь, информатика.– 2020. – № 9. – С. 6–12.
  • Озеров А.В. О построении модели безопасности сложной автоматической системы транспортного обслуживания / А.В.Озеров, А.М.Ольшанский // Надежность.  – 2021. – Т. 21.  – № 2. –  С. 31–37.

ФЕДИН В.М., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), начальник научного центра Института управления и цифровых технологий (ИУЦТ), профессор, доктор технических наук

ЛИПОВ Е.Г., Специальное управление ОАО «РЖД», заместитель начальника по локомотивному комплексу

ЧЕРНЫШЕВ К.А., ИУЦТ РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Железнодорожные станции и узлы», кандидат технических наук.

КОРЖИН С.Н., Институт транспортной техники и систем управления (ИТТСУ) РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», кандидат технических наук

О закалочном охлаждении металлических деталей 

С. 44–46. 3 рис.

Аннотация. Показаны преимущества технологии интенсивного закалочного охлаждения и производства на ее основе металлических изделий для нужд железнодорожного транспорта. Обоснована необходимость ее совершенствования с учетом корректировки химического состава сталей. Доказана целесообразность расширения номенклатуры изделий, произведенных по такой технологии, что позволит в значительной мере повысить безопасность движения поездов, сократив расходы на содержание инфраструктуры и подвижного состава.

Ключевые слова: металлические детали для железнодорожного транспорта, интенсивное закалочное охлаждение, улучшение характеристик металлических изделий.

Список источников

  • Шепеляковский К.З. Упрочнение деталей машин поверхностной закалкой при индукционном нагреве / К.З.Шепеляковский. – М. : Машиностроение, 1972. – 287 с. 
  • Ушаков Б.К. Теоретические и технологические основы создания новых сталей и способов закалки деталей подшипников качения при индукционном нагреве и охлаждении быстродвижущейся водой / Б.К.Ушаков. – М. : ВНИИЖТ, 1990. – 388 с. 
  • Федин В.М. Объемно-поверхностная закалка деталей подвижного состава и верхнего строения пути / В.М.Федин. – М. : Интекст, 2002. – 208 с. 
  • Термическое упрочнение упругих элементов железнодорожного подвижного состава быстродвижущимся потоком воды : научная монография / [В.М.Федин, Ю.В.Ронжина, А.И.Борц и др.]. – М. : ВИНИТИ РАН, 2012. – 236 с. 
  • Новые технологии производства деталей с увеличенными сроками эксплуатационного содержания для железнодорожного транспорта : сб. научных докладов / под ред. В.М.Федина, С.П.Вакуленко. – М. : ВИНИТИ РАН, 2016. – 120 с.

АРЖАННИКОВ Б.А., профессор Уральского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук; директор научно-производственного предприятия «Электромаш» (г. Екатеринбург), Заслуженный работник транспорта Российской Федерации

ЗАКАРЮКИН В.П., профессор Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС), доктор технических наук

КРЮКОВ А.В., профессор ИрГУПС; профессор Иркутского национального исследовательского технического университета, доктор технических наук 

ЛИ В.Н., профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения, доктор технических наук, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации

НАБОЙЧЕНКО И.О., кандидат технический наук

СМЕРДИН А.Н., проректор по инновационному развитию Омского государственного университета путей сообщения, доцент, доктор технических наук

Перспективы развития системы трехфазной электрической тяги

С. 47–52. 10 рис.

Аннотация. Проанализированы недостатки используемых на отечественных железных дорогах систем тягового электроснабжения (СТЭ) постоянного и переменного однофазного тока, существенно ограничивающие возможности увеличения размеров движения и массы поездов. Сделан вывод, что для решения указанной проблемы целесообразно внедрение трехфазной системы тяги. Приведены примеры применения такой системы в мире. Рассмотрены результаты имитационного моделирования работы трехфазной и однофазных СТЭ, свидетельствующие о большей эффективности трехфазной системы.

Ключевые слова: электрическая тяга, система тягового электроснабжения, однофазная СТЭ, трехфазная СТЭ, имитационное моделирование.

Список источников

  • Набойченко И.О. О создании системы электрической тяги постоянного тока повышенного напряжения / И.О.Набойченко, В.А.Мансуров, Б.А.Аржанников // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 3. – С. 36–42.
  • Мамошин Р.Р. Новые технологии электроснабжения железных дорог на переменном токе / Р.Р.Мамошин // Евразия Вести. – 2007. – № IV. – С. 11.
  • Аржанников Б.А. Трехфазная система электрической тяги переменного тока : монография / Б.А.Аржанников. – Екатеринбург : УрГУПС, 2019. – 90 с.
  • Аржанников Б.А. Основные положения трехфазной системы электрической тяги / Б.А.Аржанников. – Екатеринбург : УрГУПС, 2023. – 264 с.
  • Набойченко И.О. Повышение эффективности системы электрической тяги переменного тока / И.О.Набойченко, В.А.Мансуров, Б.А.Аржанников // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 8. – С. 36–42.
  • Frey S. Railway electrification system and engineering / S.Frey. – New York : White Word Publication, 2012. – 145 p.
  • Drehstrom Versuchsstreckegroß Lichterfelde Zehlendorf [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://de.wikipedia.org/wiki
  • Formigari Vittorio. A duecento all’ora agli albori del xx secolo [Экспериментальная высокоскоростная линия Мариенфельде – Цоссен 1902 года: успех или провал?] / Vittorio Formigari // La tecnica professionale. – 2014. – No. 7–8. – P. 2–8.
  • Linden L. Die Entwicklung der E-Lok von 1879 bis 1987 / Lennart Linden [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://docplayer.org/20380948-Die-entwicklung-der-e-lok-von-1879-bis-1987.html#show_full_text
  • Свидет. об офиц. регистр. программы для ЭВМ №2018613909 (РФ) «Fazonord-APC» / В.П.Закарюкин, А.В.Крюков. Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Зарегистр. 27.03.2018.

ЗИНОВЬЕВА Е.В., Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД», начальник службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой 

ГЛАДКОВ Д.А., Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД», инженер отдела организации, оплаты и мотивации труда

Эффективнее использовать трудовые ресурсы

С. 53–54. 1 рис.

Аннотация. Рассказывается о повышении производительности труда в ОАО «РЖД» как одной из ключевых задач на примере снижения непроизводительных затрат рабочего времени и повышения за счет этого эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, повышение производительности труда, снижение непроизводительных затрат рабочего времени, совершенствование технологических процессов.

Читайте также: