Аннотации №8 2018

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 8, 2018 г.

 

ТАНАЕВ В.Ф., начальник Северной железной дороги

Юбилейная дата обязывает работать еще лучше

С. 5–12.

Рассказано о 150-летнем юбилее Северной железной дороги. Дан краткий обзор истории магистрали, приведены основные этапы ее развития, охарактеризовано современное состояние, указаны дальнейшие перспективы. Отмечено тесное сотрудничество дороги с регионами, позволяющее реализовывать крупные социально значимые проекты.

Ключевые слова: Северная железная дорога; Центр управления тяговыми ресурсами; Северный широтный ход; региональный координационный совет; цифровые технологии; социально значимый проект.

 

Подведены промежуточные итоги

С. 13–21. 16 рис.

Приведены итоги выполнения Программы проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» в первом полугодии 2018 г. Кратко рассмотрены наиболее значимые проекты, реализованные в функциональных филиалах компании. Обзор составлен по материалам видеоконференции, прошедшей в Центре научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД».

Ключевые слова: бережливое производство; технологический процесс; процессный подход; проект улучшений; мультифункциональный проект; экономический эффект.

 

ЛЕВИН Д.Ю., Российский университет транспорта (МИИТ), кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», профессор, доктор технических наук

Условия работы сортировочных станций

С. 22–27. 5 рис.

Приведен анализ работы сортировочных станций. Рассмотрены основные процессы деятельности станций, даны рекомендации по выбору оптимальных условий их работы. Охарактеризованы режимы работы станций. Определены требования к планированию и управлению составообразованием  на основе прогнозных данных.

Ключевые слова: сортировочная станция; планирование составообразования; режим работы; оперативное управление, АСУ СС; ДЦУП; оптимальные условия работы; план формирования; график движения.

 

БОНДАРЕНКО Е.М., Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав»

Пути увеличения объемов перевозок опасных грузов

С. 28–31. 3 рис.

Рассмотрены приоритетные требования отправителей и получателей грузов при организации доставки опасных грузов. Приведен перечень наиболее востребованных сервисных услуг. Проанализированы результаты исследований предпочтений различных участников перевозочного процесса  (перевозчиков, транспортно-экспедиторских компаний, операторов железнодорожного подвижного состава и др.), проведенных с помощью анкетирования. Высказаны предложения по более полному удовлетворению потребностей клиентов, реализация которых будет способствовать увеличению объемов перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: опасные грузы; клиентоориентированный подход; сервисные услуги; безопасность движения; грузовые перевозки.

 

BONDARENKO Ekaterina, Siberian State Transport University (SGUPS), docent of the department «Logistics, commercial work and rolling-stock»

Ways to increase traffic of the hazardous freight transportation.

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 8, pp. 28–31, 3 fig.

The article considers the priority requirements of shippers and consignees when arranging the delivery of the hazardous freight, a list of the most popular services is provided. The results of studies of preferences of various participants in the transportation process (carriers, freight forwarding companies, railway rolling stock operators, etc.), conducted with the help of questionnaires, are analyzed. Proposals have been made to more fully meet the needs of customers, the implementation of which will contribute to an increase in the volume of transport of the hazardous freight by rail.

Key words: hazardous freight; clientoriented approac; additional services; safety of motion; cargo transportation.

 

РОЗЕНБЕРГ И.Н., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), генеральный директор

ДУЛИН С.К., АО «НИИАС», главный научный сотрудник

ЯКУШЕВ Д.А., АО «Транспутьстрой», начальник отдела инновационного развития и нормирования

Технологии мобильного лазерного сканирования для железнодорожной инфраструктуры

С. 32–35. 5 рис.

Рассмотрены инновационные методы использования пространственной информации, полученной с помощью мобильной лазерной сканирующей системы, для построения трехмерной цифровой модели железнодорожного пути. Представлены варианты решения задач по построению оптимального проектного положения пути, создания точных электронных карт локомотивных устройств безопасности, оптимизации интервального регулирования движения поездов, а также автоведения и обнаружения препятствий при реализации технологии «Автомашинист». Обоснована возможность достаточно точной координатной привязки данных, полученных от существующих диагностических и путеизмерительных комплексов, для поиска и идентификации ранее выявленных неисправностей инфраструктуры, а также внедрения BIM-технологий при реализации проекта «Цифровая железная дорога».

Ключевые слова: мобильное лазерное сканирование; трехмерная цифровая модель пути; координирование путевыправочной техники; высокоточная координатная сеть; цифровая железная дорога.

 

ROSENBERG I.N., Doctor of Sc., Prof., General Director JSC «NIIAS

DULINn S.K., Doctor of Sc., Prof., Chief Researcher JSC «NIIAS»

YAKUSHEV D.A., Ph.D., head of department, JSC «Transputstroy»

The mobile laser scanning technology for the railway infrastructure

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 8, pp. 32–35, 5 fig.

The article provides innovative methods of using spatial data obtained by means of a mobile laser scanning system to build a 3D digital model of the railway track. Presents solutions for optimal design position of the railway track; create high-precision digital maps of locomotive safety devices, optimization of interval control of trains and automatic driving and obstacle detection in the implementation of technology «Avtomashinist». Justify the possibility of sufficiently accurate coordinate reference of data obtained from existing railway track’s diagnostic systems for the search and identification of previously identified infrastructure faults, as well as the introduction of BIM-technologies in the implementation of the project «Digital railway».

Keywords: mobile laser scanning; 3D digital railway track; precision coordinate system; positioning of the railway equipment; digital railway.

 

КАРПУЩЕНКО Н.И., Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), кафедра «Путь и путевое хозяйство», доктор технических наук, профессор

ВЕЛИЧКО Д.В., СГУПС, заведующий кафедрой «Путь и путевое хозяйство», кандидат технических наук

КЛИМОВ А.А., СГУПС, декан факультета «Управление процессами перевозок», кандидат технических наук

КОРОЛЕВ К.В., СГУПС, заведующий кафедрой «Геотехника, тоннели и метрополитены», доктор технических наук

ЦВЕТКОВ Д.Н., СГУПС, доцент кафедры «Общая информатика», кандидат технических наук

Безбалластное железобетонное основание железнодорожного пути при скоростном движении поездов

С. 36–40. 5 рис.

Рассмотрены инновационные решения по безбалластному железобетонному основанию железнодорожного пути. Приведены результаты анализа мирового и отечественного опыта, включая СГУПС, по внедрению и эксплуатации безбалластных конструкций пути, в том числе на искусственных сооружениях.

Ключевые слова: железнодорожный путь; безбалластный; промежуточное рельсовое скрепление; тоннель; вычислительный комплекс; проектирование; оценка технического состояния.

 

KARPUSHENKO N.I., Siberian Transport University (STU), professor of the department «Track and track facilities», Doctor of technical science

VELICHKO D.V., Siberian Transport University (STU), head of the department «Track and track facilities», docent, candidate of technical science

KLIMOV A.A., Siberian Transport University (STU), head of the faculty «Transportation process management», docent, candidate of technical science

KOROLEV K.V., Siberian Transport University (STU), head of the department «Geotechnics, tunnels and subways», docent, Doctor of technical science

TSVETKOV D.N., Siberian Transport University (STU), docent of the department «General informatics», candidate of technical science

Innovative solutions for ballastless concrete base of the railway track with speed trains

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 8, pp. 36–40, 5 fig.

The article deals with innovative solutions for the ballastless reinforced concrete Foundation of the railway track. The results of the analysis of the world and domestic experience, including SGUPSon the introduction and operation of ballastless track structure, including artificial structures.

Key words: railway track; ballastless; rail fastening; rails; tunnel; computer software Sofistik; design; technical state assessment.

 

ПИНЧУКОВ П.С., Электроэнергетический институт Дальневосточного государственного университета путей сообщения, директор, доцент кафедры «Системы электроснабжения», кандидат технических наук

МАКАШЁВА С.И., доцент кафедры «Системы электроснабжения», кандидат технических наук

Устройства релейной защиты в условиях тяжеловесного движения

С. 40–42. 1 рис.

Обобщаются результаты многолетних наблюдений за работой устройств релейной защиты, натурных испытаний и аналитических расчетов в условиях тяжеловесного движения.

Ключевые слова: тяжеловесное движение; релейная защита; излишнее срабатывание защит.

 

MAKASHEVA S.I., Ph. D in engineering, candidate of technical science, Associate professor, Department of “Power Supply Systems”, Far Eastern State Transport University (FESTU

PINCHUKOV P.S., Ph. D in engineering, candidate of technical science, the Head of Power Engineering Institute, Associate professor, Department of “Power Supply Systems” , Far Eastern State Transport University(FESTU)

The issue of relay protection functioning under heavy haul trafficconditions

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 8, pp. 40–42, 1 fig.

The article summarizes the results of long-term observations, full-scale tests and analytical calculations of the relay protection operation under heavy haul traffic conditions.

Keywords: Heavy HaulTraffi; Relay Protection; excessive protection’s action.

 

СЕГРЕЕВ С.П., генеральный директор ООО производственно-конструкторский технологический центр «Транспортные электросистемы»

Надежное электропитание для средств железнодорожной автоматики и телемеханики

С. 43–45, 3 рис.

Представлена продукция ООО производственно-конструкторский технологический центр «Транспортные электросистемы», предназначенная для применения в системах и устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики. Среди них совмещенная питающая установка СПУ ЭЦ15, совмещенные устройства электропитания УЭПС постового и напольного исполнения, панель электропитания на базе совмещенных устройств электропитания ПП УЭПС,  блок автоматического ввода резерва (БАВР) и др. Все изделия сертифицированы на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза ЕАС по безопасности низковольтного оборудования и электромагнитной совместимости технических средств.

Ключевые слова: железнодорожная автоматика и телемеханика; питающие установки; панель питания; щит преобразователей; фазирующее устройство; реле контроля напряжения полупроводниковое; полупроводниковое фазирующее устройство.

 

БЕРЕЗИН В.В., АО «ВНИКТИ», ведущий научный сотрудник, кандидат технических наук

СПИРОВ А.В., АО «ВНИКТИ», заведующий отделом динамики

О влиянии забегания боковых рам трехэлементных тележек

С. 48–51. 4 рис.

Представлены результаты исследований влияния забегания боковых рам трехэлементных тележек грузовых вагонов на динамические показатели и показатели по воздействию на путь. Установлено положительное влияние забегания боковых рам тележек на силовое воздействие на путь в кривых участках и отрицательное – на ходовые качества вагона при движении порожнего вагона на колесах с прокатом в прямых участках. Предложены пути повышения безопасности движения вагонов.

Ключевые слова: грузовые вагоны на трехэлементных тележках; влияние забегания боковых рам на ходовые качества и воздействие на путь; безопасность движения.

 

BEREZIN V.V., JSC «VNIKTI», leading research engineer, Candidate of Engineering

SPIROV A.V., JSC «VNIKTI», head of dynamics department

About effect of lozenging of three-piece bogie side frames

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 8, pp. 48–51, 4 fig.

Research results of the effect of lozenging of freight wagon three-piece bogie side frames on dynamic factors and impact parameters on track are provided in the article. There is specified a positive effect of lozenging of bogie side frames on force impact on track in curves and a negative effect on wagon running performance on tangent track in case of an empty wagon with a wheel tread wear. There are offered some ways of improving wagon safe running.

Key words: freight wagons with three-piece bogies; effect of side frame lozenging on running performance and track impact; safe running.

 

СИНИЦЫН В.В., кандидат технических наук

Регулирование выхода штока тормозного цилиндра вагона

С.52–53, 77. 2 рис.

Рассмотрена проблема нормирования выхода штока тормозного цилиндра рычажной передачи грузового вагона с потележечным торможением. Показано, что факторами, не учтенными в нормативных документах ОАО «РЖД», определяющими величину выхода штока для вагонов с раздельным торможением, являются значительная упругая составляющая тормозной системы и величина выхода штока в эксплуатации, получаемая при движении вагона на крутом затяжном спуске, когда невозможно произвести полный отпуск тормозов. Предложены варианты решения проблемы назначения оптимальных диапазонов выхода штока для вагонов с различающимися упругими свойствами рычажных передач и передаточными отношениями.

Ключевые слова: раздельное торможение; рычажная передача; выход штока; передаточное отношение; упругая составляющая.

 

ПАНЫЧЕВ А.Ю., ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС)

От традиций транспортного инженерного образования к его развитию в современных условиях

С. 54–59.

Рассмотрено транспортное инженерное образование в России: его зарождение, традиции, современное состояние, перспективы развития. Проанализированы концепции и модели высшего учебного заведения, в частности «Университет 4.0″. Особое внимание уделено инновационной модели тройной спирали.

Ключевые слова: транспортное инженерное образование; модель тройной спирали; человеческий капитал; локомотив экономики; «Университет 4.0″; транснациональный инфраструктурный проект; транспортно-логистический коридор; высокоскоростная магистраль.

 

МАКАРОВА Е.А., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта», лаборатория НЦ «Экспресс», заместитель заведующего, доктор экономических наук

СПЕСИВЦЕВА И.Н., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта», лаборатория НЦ «Экспресс», главный технолог

Аналитическая база для планирования перевозок для планирования перевозок в поездах скоростного сообщения

С. 60–63. 6 рис.

Представлено описание программно-аналитического комплекса «Скоростные поезда», функционирующего в информационной среде АСУ «Экспресс-3», обеспечивающего информационную поддержку принятия решений в процессе планирования перевозок в поездах скоростного сообщения. Рассмотрено применение технологии комплексного многомерного анализа данных. Дана характеристика информационных блоков аналитики. Изложены принципы формирования выходной информации и архива показателей для разработки мероприятий по освоению спроса.

Ключевые слова:  ДОСС;  планирование перевозок в поездах скоростного сообщения; аналитический комплекс «Скоростные поезда»; АСУ «Экспресс-3».

 

ШАЛЯГИН Д.В., Российский университет транспорта (МИИТ) (РУТ (МИИТ)), профессор, доктор технических наук

АРКАТОВ В.С., кандидат технических наук

ГУМЕННИКОВ В.Г., ООО «ДИАЛОГ-Транс», технический директор

ГОРЕЛИК А.В., (РУТ (МИИТ)), заведующий кафедрой, профессор, доктор технических наук

Кибербезопасное построение микроэлектронных систем

С. 64–66. 1 рис..

Рассмотрены принципы построения устройств автоматики на железнодорожном транспорте, основанные на цифровизации этих систем, включая как устройства логической обработки информации, так и средства передачи команд управления и контроля к объектам железнодорожных станций и перегонов. Представлены возможные подходы обеспечения защиты этих устройств от киберугроз.

Ключевые слова: железнодорожная автоматика и телемеханика; кибербезопасность; большие интегральные схемы; кодовая селекция; логическая обработка информации; передача команд управления и контроля; цифровизация; цифровые технологии.

 

ХОБТА А.В., главный хранитель фондов Музея истории

Восточно-Сибирской железной дороги, кандидат исторических наук

Первые путевые машинные станции на Восточно-Сибирской магистрали

С. 67–69. 6 рис.

Рассказывается об истории создания первых путевых машинных станций, о работе трех из них на Восточно-Сибирской железной дороге. Описываются проблемы в работе и трудовые достижения.

Ключевые слова: Восточно-Сибирская железная дорога; путевые машинные станции (ПМС); реконструкция и капитальный ремонт путей.

 

ЛУВИШИС А.Л., кандидат технических наук

Новые локомотивы железных дорог США

С. 70–77.

Рассмотрены особенности конструкции и технические характеристики новых серий тепловозов и электровозов, пополнивших в последние годы локомотивный парк США. Отмечено, что перспективы развития тепловозного парка связаны с увеличением силы тяги и энергетической эффективности дизельных локомотивов, снижением выделения ими вредных веществ, увеличением числа тепловозов, использующих в качестве топлива природный газ. Особенностью развития электровозного парка является увеличение числа дизель-электровозов.

Ключевые слова: железные дороги США; магистральный тепловоз; тепловоз, работающий на природном газе; улучшенные экологические свойства; дизель-электровоз.

Читайте также: